Жителю большого города, избалованному богатством музейных собраний, кажется, что все художественные сокровища давно обнаружены, исследованы и выставлены для всеобщего обозрения. В крайнем случае — хранятся в кондиционированных запасниках. На археологов еще есть надежда, а вот на находки шедевров XVIII–XIX вв., казалось бы, рассчитывать не приходится. Все уже давно открыто и опубликовано.
И тем радостнее бывает ошибиться!
Северные “небеса”. Это своеобразная конструкция потолочного перекрытия, имеющая форму пологой усеченной пирамиды, радиальные грани которой возвышаются к центральному кольцу и расписаны сюжетами на религиозную тему. Такими небесами некогда украшались деревянные храмы Русского Севера.
К несчастью, у этих храмов трудная судьба. Деревянная архитектура сама по себе плохо противостоит разрушительному действию времени, к тому же российский ХХ век был безжалостен к религиозной культуре, да и к крестьянской культуре тоже. Приходы закрывались, церкви уничтожались, деревни пустели, заброшенные часовни подвергались разграблению. До наших дней дошла лишь малая часть тех богатств, которые некогда составляли художественную культуру Русского Севера.
И “небеса” ручной работы — жемчужины среди этих сокровищ. Уникальный вид храмовой росписи, не встречающийся больше нигде в мире, является ярким свидетельством российского культурного своеобразия.
Кенозерский национальный парк обладает самой большой в России коллекцией «небес». Всего в Кенозерье сохранилось шестнадцать «небес», из них семь комплексов полностью отреставрированы за счет собственных и привлеченных средств Парка, а также в рамках Федеральной целевой программы «Культура России». Кенозерские «небеса» являются не просто музейными экспонатами, они и в настоящее время выполняют свою первоначальную функцию и являются частью действующих интерьеров культовых построек.
Как правило, авторы «небес» неизвестны, но в кенозерской коллекции представлено единственное на сегодняшний день «небо» конца XIX века с авторской подписью - явление поистине исключительной ценности.
Никольская часовня в д. Усть-Поча - типичная клетская часовня Кенозера, в то же время имеющая свои характерные особенности.
Как и все кенозерские часовни, часовня в Усть-Поче имеет своеобразный тип потолочного перекрытия - «небо». Если следовать систематизации «небес» по шести иконографическим типам, введенной Т.М. Кольцовой, то «небеса» в Никольской часовне в Усть-Поче можно отнести к типу «уникальные, редкие небеса».
"Изучая расписные доски, смотритель часовни историк М.Гусева обнаружила на них запись: «Писаны сии небеса въ 1881 живописцомъ Федоромъ Захаровым, уроженцем деревни Большое Конево Мишковской волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии...».Подписные небеса обнаружены в Кенозерье впервые".- М.З.)
Национальный парк провёл реставрацию часовни в 2008г., крыльцо и кровля покрыта новыми досками, однако звонницу не восстановили. «Небо» часовни, богатое и красивое, было отправлено в Москву на реконструкцию, весной 2010 года произошло его возвращение. Оно образовано 12 гранями, а его сюжетом являются архангелы. На этих же досках сделаны клейма с житием Святого Николая Чудотворца. Для того, чтобы попасть внутрь часовни, необходимо найти смотрительницу часовни Марину Гусеву.
Попав в Усть-Почу, не пожалейте времени и зайдите в Центр народных промыслов и ремесел. Вы найдете здесь Выставку изделий местных мастериц, сможете приобрести местные сувениры и чаи (сборы из лесных и полевых рас- тений), которые больше нигде не купите, и можете даже получить азы мастерства от умельцев своего дела.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: