Иоа́нн Крести́тель, Иоа́нн Предте́ча (ивр. יוחנן המטביל, Йоханан бар Зехарья — «сын Захарии»; Йоханан ѓа-Матбиль [Хаматвил] — «совершающий ритуальное очищение водой»; греч. Ιωάννης ο Βαπτιστής, Иоаннес о Баптистес, Ιωάννης ο Πρόδρομος, Иоаннес о Продромос; лат. Io(h)annes Baptista; араб. يحيى, Yaḥyā, يوحنا, Yūḥanna; 6—2 годы до н. э. — ок. 30 года н. э.) — согласно Евангелиям: ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния для иудеев, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Историчность Иоанна Крестителя не отрицалась даже атеистическими советскими учёными.
В христианских представлениях является последним в ряду пророков — предвозвестников прихода мессии. В исламе, а также мандеями и бахаи почитается под именем Яхья (Йахья), в христианских арабских церквях — под именем Юханна (Юханна).
В честь его установлены следующие праздники: 6 октября — зачатие, 7 июля — рождество, 11 сентября — усекновение главы, 20 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 09 марта (08 марта в високосный год) — первое и второе обретение его главы, 7 июня — третье обретение его главы, 25 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину.
После второго обретения главы Иоанна предтечи, о котором нам доподлинно известно как по описанию архимандрита эмесской обители Маркелла, так и из жития преподобной Матроны (память ее 9 ноября), написанного св. Симеоном Метафрастом. По сказанию первого, честная глава открылась ему 18 февраля 452 года. Спустя неделю епископом эмесским Уранием было открыто ее почитание, а 26 февраля того же года она была перенесена в Емессу в новосозданную церковь в честь св. Иоанна Предтечи. Все эти события сопровождались как исцелением больных, так и чудесным обличением неверия некоторых клириков. Это событие празднуется 24 февраля вместе с празднованием первого обретения честной главы.
Через некоторое время честная глава св. Иоанна была перенесена в Константинополь, где находилась вплоть до воцарения иконоборческой ереси. Благочестивые христиане, покидая Константинополь, тайно вынесли с собой главу Иоанна Предтечи и спрятали ее в Команах (близ Сухума), городе, в котором некогда преставился свт. Иоанн Златоуст (407 г.) (http://drevo.pravbeseda.ru/, http://www.pravoslavie.in.ua/cht38.php).
Некоторые источники (http://orthodox.etel.ru/2005/21/k_7ioann.htm, http://vvedenskiy.org/?p=1231 и другие) указывают на то, что глава Иоанна Предтечи сразу после второго обретения находилась в Константинополе, откуда во время волнений, связанных с ссылкой Иоанна Златоуста была перенесена в город Емессу. И уже оттуда во время набегов сарацин ее перенесли (около 810-820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, скрыли в земле (http://calendar.wwjd.ru/orthodox-69.html). Честно говоря, эта версия вызывает сомнение. Во-первых потому, что на первую версию указывают жития людей, непосредственно связанных со вторым обретением главы Пророка. Во-вторых вызывает сомнение факт волнений в Константинополе в IX в. по причине ссылки Иоанна Златоуста. Известно, что волнения возникали при жизни святителя. Но в IX в., через четыре с лишним столетия после смерти Иоанна Златоуста, когда он уже был прославлен в лике святых, когда уже давно были исчерпаны все конфликты? Поэтому первая версия кажется более правдоподобной.
После VII Вселенского Собора (787 г.), восстановившего православное почитание икон, иконоборческие гонения не прекратились и продолжались еще более пятидесяти лет вплоть до смерти последнего императора иконоборца Феофила в 842 году. В этом году собором был смещен с кафедры патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик. Новым константинопольским патриархом был избран Мефодий, пострадавший от иконоборцев. На соборе был зачитан и одобрен томос текст которого не сохранился, но из других источников известно, что он провозглашал необходимость восстановления почитания икон, подтверждал законность постановлений семи вселенских соборов и анафематствовал иконоборчество. Также собор вернул из ссылок всех ранее осуждённых за почитание икон, епископы-иконоборцы были изгнаны с кафедр, на которые возвратились архиереи, пострадавшие при Феофиле. Собор продолжался около года. После церковного собора царица Феодора (супруга императора, тайно почитавшая иконы еще при жизни Феофила) устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста, бывшее в 843 году 11 марта (по другим данным - 19 февраля). Во время торжества по всем храмам Константинополя было восстановлено почитание икон. С этого времени каждое первое воскресение Великого Поста совершается празднество Торжества Православия.
Когда иконопочитание было восстановлено, Константинопольскому Патриарху Игнатию (847-858) во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору Михаилу III (840-867), который послал посольство в Команы, где около 850 года глава была в третий раз обретена в указанном Патриархом месте.
Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и там 25 мая (7 июня по новому стилю) положена в придворной церкви. Церковь празднует это событие как третье обретение честной главы.
И только стоя на вершине горы третьего обретения честной главы святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, посреди безлюдного, малодоступного места, во всей полноте понимаешь, что только чудо Божие могло указать во время молитвы Патриарха Игнатия точно место почти сорокалетнего пребывания главы Предтечи.
Источник: http://blogs.mail.ru/mail/ivan_pomidorov/666AFD3D97FD026F.html