На Караимской улице, позади синагоги Егия-Капай, расположилось домовладение №43. Уже много лет оно оберегает от посторонних свою тайну. Присмотритесь: за высоким забором в глубине усадьбы видны загадочные купола – один разрушенный и два сохранившихся.
Если взглянуть на карту Евпатории 1908 года, то окажется, что здесь располагалось банное учреждение. А купола – это и есть традиционные элементы турецкой бани. На той же карте она, правда, обозначена как русско-турецкая. Это значит, что посетители могли выбирать, разогреваться ли им сухим горячим воздухом в турецком отделении или предпочесть русское – с крепким паром. Эту баню построили ещё в XV столетии. С тех пор, представьте, она проработала 500 лет. Но в период Второй мировой войны, а именно в 1942 году, здание пострадало от снаряда, лишившись одного из куполов. После войны здание восстанавливать не стали. Её помещение приспособили под жилье.
Впрочем, утверждать, что Евпатория осталась без средневековых бань, было бы несправедливо. Ведь другое аналогичное заведение – «хамам» (так сами турки зовут свои бани, в переводе: «жар» или «греть») – находится почти рядом, за углом, по улице Красноармейской, 20. Это старинное здание возведено несколько позже, чем предыдущее, в середине XVI столетия, а в наше время признано памятником архитектуры. Имя её архитектора неизвестно. Правда, здание очень напоминает средневековую баню в Феодосии, построенную по проекту выдающегося турецкого зодчего Ходжи Синана.
Вот впечатления одного из посетителей этой бани – турецкого путешественника Эвлия Челеби. Он побывал здесь в середине XVII столетия, к тому времени баня уже проработала около ста лет. «Ковры там чистые, а банщики все красивы, ловки и умелы. Есть там также несколько слуг прекрасных, как солнце, которые обслуживают человека согласно всем его просьбам и пожеланиям». Он также отметил «приятный воздух и воду», добавив что местные бани «наполняют человека радостью и восхищением». Поэтому неудивительно, что, по словам того же путешественника, лица местных жителей «по большей части румяные», а «больные попадаются в тех краях весьма редко».
На протяжении 450 лет своего существования баня несколько раз ремонтировалась, обновлялась, а порой и перестраивалась, постепенно теряя свой первоначальный облик. Нынче решено вернуть ей утраченный колорит средневековья. Тем более, банное заведение такой давности на территории Украины сохранилось только в Евпатории. Разумеется, когда возобновление турецкой бани будет полностью завершено, каждый из евпаторийцев и гостей города вновь сможет отдохнуть здесь душой и телом.
Знаменитые турецкие бани города Гезлёва посещали не только местные жители и купцы, приезжавшие сюда по делам. Древние стены по ул. Красноармейской, 20 видели и горестные лица людей, очутившихся здесь не по собственной воле. Торговцы «живым товаром» пригоняли сюда свою добычу – десятки измождённых юношей и девушек, захваченных в городах и селах Украины, Молдавии, России, Польши. Негоцианты платили банщикам немалые деньги за то, чтобы за час-другой пленники приобрели свежий вид и выглядели бодрыми, полными сил, дабы потом их подороже продать на местной невольничьем рынке, который располагался у моря в районе современной набережной В. Терешковой.
В 1520 году войско Мухаммед-Гирея совершило очередной набег на украинские земли. В Рогатине (ныне Ивано-Франковской области) в числе сотен пленников оказалась и 15-летняя Настя, дочь местного священника. Вскоре ее продали турецким купцам на невольничьем рынке в Крыму. В каком именно городе это произошло, история умалчивает. По одной из версий, дело было в Гезлёве, где находился один из крупнейших невольничьих рынков Европы. Если это так, то знаменитую Роксолану смело можно считать посетительницей турецких бань в Евпатории.
С большой вероятностью можно утверждать, что в Гезлёве побывал и муж Роксоланы. Ведь прежде, чем стать султаном, он на протяжении трёх лет исполнял обязанности губернатора в Кафе (Феодосии). Трудно представить, чтобы юный Сулейман I – кстати, внук крымского хана Менгли-Гирея! – за это время ни разу не посетил крупнейший порт своих предков Гезлёв. А раз так, значит, он побывал и в одной из местных бань.
Турецкие бани в Евпатории хранят немало тайн, которые еще предстоит разгадать. Ведь не только Насте Лисовской удалось пробиться из пленниц в жёны правителя Османской империи. Украинские невольницы сочетались браком ещё с несколькими султанами – Османом II, Османом III, Ибрагимом I. Не исключено, что кто-то из этих девушек начинал свой путь в султанши с посещения – пусть и не по своей воле, а по приказу торговца «живым товаром» - турецкой бани в городе Гезлёве.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: