Автор: ПОЖАРовы
Создан: 23.09.2010
Опубликован: 27.09.2010
(отредактирован: 30.07.2020)
Компаньоны: Great
Описание окружающей местности
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от5 сентября 1918года
О КРАСНОМ ТЕРРОРЕ
Совет Народных Комиссаров, заслушав доклад Председателя Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности о деятельности этой Комиссии, находит, что при данной ситуации обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью; что для усиления деятельности Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности и внесения в нее большей планомерности необходимо направить туда возможно большее число ответственных партийных товарищей; что необходимо обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях, что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам; что необходимо опубликовывать имена всех расстрелянных, а также основания применения к ним этой меры.
Народный Комиссар Юстиции Д.КУРСКИЙ
Народный Комиссар по Внутренним Делам Г.ПЕТРОВСКИЙ
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров В.БОНЧ - БРУЕВИЧ
* * *
Мы говорим часто «время сталинских репрессий». На самом деле репрессии начались задолго до Сталина и кончились не сразу после его смерти.
«Красный террор» — массовые репрессии, проводившиеся большевиками в ходе Гражданской войны в России, как против аристократии, офицерства, буржуазии, священников, деятелей оппозиционных партий, лиц сочувствовавших и причастных Белому движению, так и против мирного населения, широких социальных групп (кулаки, казачество), а также в ответ на Белый террор. Являлся частью репрессивной политики большевистского правительства, применялся на практике, как путём реализации законодательных актов, так и вне рамок какого-либо законодательства, служил средством устрашения, как в отношении антибольшевистских сил, так и в отношении населения на территориях, контролируемых большевиками. Нужно сказать, что среди всех городов нашей страны Санкт-Петербург оказался самым репрессированным. И это объяснялось тем, что в прошлом он был столицей российского государства, тем, что здесь сосредоточена была самая передовая часть российского общества – и среди чиновничества, и среди других слоев населения. А главное, здесь была самая передовая российская мысль, российская интеллигенция. Вот это все вызывало особое раздражение и особое озлобление со стороны власти.
Ржевский артиллерийский полигон является местом захоронения тысяч невинно убиенных людей. Этот полигон, расположенный на северо-восточной окраине Санкт-Петербурга, был основан в июле 1878 года как «Главный артиллерийский полигон на Охтинском поле». Место это по причине своего удачного расположения (недалеко от города, удалено от населенных пунктов, изолировано и недоступно для случайных посетителей) стало использоваться для расстрела жителей Петрограда. К тому же, никого не могло удивлять, что на Ржевском полигоне слышны выстрелы, это вполне понятно, на то это и полигон. Тем более, это артиллерийский полигон, не только оружейные, но и артиллерийские снаряды летели там, а, следовательно, звуки достаточно характерные доносились с Ржевского полигона. В его земле на глубине не более трех метров в расстрельных ямах покоятся по разным подсчетам от 9 до 30 тысяч убитых в период с 1918-го по 1920-е годы. Расстрелы продолжались и позже. Их тоже связывают с этим местом, но, судя по всему, они были перенесены с полигона в другие места, например, в Левашовскую пустошь. Обреченных доставляли по ночам из тюрьмы ЧК на улице Гороховой, из «Крестов», а также из дома предварительного заключения на Шпалерной. Последним местом пребывания арестованных перед расстрелом был бывший пороховой склад на Ржевском полигоне, который чекисты называли «накопитель». Сюда привозили на расстрел горожан, арестованных в качестве заложников в период «красного террора», а также «классово чуждые» пролетариату «элементы». Преимущественно это были представители сословий, которые советская власть объявила вне закона: дворяне, интеллигенция, ученые, чиновники, бывшие офицеры Императорской армии, православное духовенство. Позже захватившие власть большевики привозили сюда для расстрела также восставших кронштадтских матросов, рабочих и крестьян. Арестованных привозили партиями к пороховому складу, здесь они ждали своего смертного часа, здесь звучала их последняя молитва, затем группу людей вели к месту расстрела, заставляли рыть яму, всем – мужчинам и женщинам – приказывали раздеваться догола. Часто расстрелы производили в темное время суток, палачи разводили костер. Некоторых вначале сталкивали в яму, а только затем открывали стрельбу, после чего мертвых вместе с ранеными засыпали землей. Сведения о том, что там расстреливали, доходили неясные, но достаточно постоянные от жителей того района – от жителей поселка Старое Ковалево и других мест, которые там не очень густо, но, тем не менее, заселены. Когда начался поиск в том районе, то, конечно, в первую очередь опрашивали жителей, которые жили там, старожилов небольшой деревни Приютино, жителей Бернгардовки, жителей Старого Ковалева. Люди неохотно делились своими сведениями, очень отрывочными, очень скудными.
"Ночью разбудили его [фельдшера И.Н.Роптина], посадили в автомобиль и повезли на полигон по Ириновской железной дороге и заставили его, в качестве "медицинского персонала", присутствовать при расстрелах. "Понимаете ли, одних расстреливают, а другие уже голые у костра жмутся ... женщины, мужчины, все вместе. Женщины еще мужчин утешают" "Расстрел был произведен на одной из станций Ириновской ж.д. Арестованных привезли на рассвете и заставили рыть яму. Когда яма была наполовину готова, приказано было всем раздеться. ... Часть обреченных была насильно столкнута в яму, и по яме была открыта стрельба. На кучу тел была загнана и остальная часть и убита тем же манером. После чего яма, где стонали живые и раненые, была засыпана землей" "В три часа ночи из гаража чрезвычайки во двор Гороховой,2 подается пятитонный грузовик ... по списку скованных попарно выводят во двор и сажают в автомобиль. На закрытые борта грузового автомобиля тесным кольцом садятся вооруженные коммунары, машина трогается и катит на артиллерийский полигон на Ириновской железной дороге. Две легковые машины сопровождают грузовик с арестованными"
* * *
Сразу после революции начинаются и преследования священнослужителей. В 1921 году страшный голод постиг центр России, Украину, в связи с тем, что буквально вымирала деревня, и это объяснялось политикой советской власти по отношению к крестьянству. И работала такая общественная организация, которая называлась «Помгол» – «помощь голодающим». Тогда Ленин издал постановление о необходимости изъятия всех церковных ценностей, и дальше совершенно цинично им было объявлено, что воспользоваться надо страшным голодом, тогда население не будет оказывать этому сопротивление. Было сказано, что эти ценности должны быть изъяты у Церкви для того, чтобы на полученные средства закупить хлеб и облегчить голод. На самом деле изъятые ценности никакой голод не облегчили, они стали пресловутым «золотом партии», которое до сегодняшнего дня до конца еще не обнаружено. Под предлогом изъятия ценностей приходили и грабили церкви. Были крестные ходы, которые выражали сопротивление. А когда пришли изъять ценности в Александро-Невской Лавре, то митрополит Петербургский и Гдовский Вениамин заявил, что он составил список всех церковных ценностей, и часть из них он готов отдать, а часть он отдать не может, потому что они имеют определенное значение, эти предметы необходимы для отправления церковного обряда. И он готов, оценив эти вещи, обратиться к населению, чтобы собрать средства и отдать деньгами, эквивалентом вот этих самых ценностей. Такие переговоры, в общем-то вполне деловые и совсем не враждебные. Казалось бы, можно было достигнуть компромисса, но к компромиссу власти не стремились. А люди, которые хранили эти ценности, священнослужители были объявлены людьми, сопротивляющимися ленинскому декрету, сопротивляющимися изъятию церковных ценностей. Арестовано было большое количество людей. 41 процесс проходил в городе, и судили каждый раз не одного человека, а много. Вообще вопрос преследования духовенства с первых лет советской власти – очень обширный вопрос. Аресты шли за арестами, и расстрелы шли за расстрелами. В результате этого декрета расстреляно было духовных лиц – в данном случае я говорю по всей стране, не только в Петрограде – более 8 тысяч человек, только в одном 1922 году. Можно представить себе, какова же была цифра в Петрограде. Открытый и публичный процесс над митрополитом Вениамином и его коллегами-священниками происходил в Большом зале филармонии. Десять человек было приговорено к расстрелу, из них шестерым смертная казнь была заменена длительным годами заключения, а четверо было расстреляно, в том числе и митрополит Вениамин.
* * *
После подавления кронштадтского мятежа власти искали тех людей, которых они могли бы назвать идеологами кронштадтского мятежа, т.е. искали среди интеллигенции людей, которые недовольны советской властью. Так или иначе, в значительной степени сфабриковано, конечно, так называемое «таганцевское дело». Во главе его был Владимир Николаевич Таганцев. Но его поставили во главе этого дела репрессивные органы, а он ничего по-настоящему не возглавлял. Действительно, он был в Финляндии, приехал оттуда, и это был достаточный повод считать, что он оттуда вез оружие, оружие, которое никто толком не обнаружил. Но, так или иначе, по «делу Таганцева» арестовано было около 200 человек, и в том числе поэт Николай Степанович Гумилев, и ученый с мировым именем Ухтомский и многие другие. Газета «Петроградская правда» 1921 года за 1 сентября сообщала о раскрытии заговора против советской власти и о расстреле, дальше поименно список, в котором как раз числится и Таганцев, и Ухтомский, и Николай Степанович Гумилев. Есть основания предполагать, что они были расстреляны тоже на Ржевском полигоне. Во всяком случае, какие-то слухи доходили до Анны Андреевны Ахматовой, первой жены Гумилева, что он был расстрелян в районе Бернгардовки. Но точного места его гибели пока так и не найдено. Одно из предполагаемых мест его гибели на берегу реки Лубья, где установлен памятный крест, можно найти по координатамN60°00,591 E30°36,538.
* * *
В память о жертвах красного террора установили два путевых поклонных креста, они указывают дорогу к «накопителю» — пороховому складу, в котором содержались узники. От одного и от другого до места казней ведут дорожки, обозначенные веревками с георгиевскими лентами. Один крест (N59°00,121 E30°33,412) установили в 2009 году на Рябовском шоссе. Второй путевой поклонный крест (N59°59,810 E30°32,588) установлен 14 июня 2010 года в 30 метрах от блокадного мемориала «Цветок жизни». У бывшего порохового склада несколько лет назад также был установлен поминальный крест, у которого совершаются панихиды об убиенных и пострадавших от безбожной власти. Традиционные богослужения проходят в первое воскресенье после 5-го сентября, дня издания Декрета Совета народных комиссаров о красном терроре.
* * *
Подробнее о Ржевском полигоне и вообще о Красном терроре можно ознакомиться на сайтах:
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: