«Раньше у нас было время, теперь у нас есть дела
Доказывать, что сильный жрет слабых, доказывать, что сажа бела
Мы все потеряли что-то на этой безумной войне.
Кстати, где твои крылья, которые нравились мне?»
Вячеслав Бутусов
Свою историю Мариупольский аэропорт начинает c 1930 года, когда началось его строительство. Первый самолёт по маршруту «Харьков — Сталино — Мариуполь — Бердянск» вылетел весной 1931 года. Однако в связи с хозяйственными проблемами аэропорт временно (до осени 1932 года) не функционировал. По тем же причинам установить регулярное воздушное сообщение в Мариуполе к началу войны так и не удалось.
В 1967 году в 5 км от города было начато строительство нового аэропорта «Мариуполь». В свои лучшие времена этот аэропорт перевозил до 120 тысяч пассажиров в год. Здесь выполнялось от 30 до 40 рейсов в сутки, а в летнее время перевозили до 25 тысяч пассажиров в месяц.
До 1993 года Аэропорт «Мариуполь» находился в составе Донецкого объединенного авиаотряда. 26 мая 1993 года распоряжением Мариупольского городского Совета народных депутатов Аэропорт «Мариуполь» был зарегистрирован как Государственное предприятие. С августа 1993 г. предприятие «Аэропорт Мариуполь» становится самостоятельной структурной единицей в объединении «Аэропорты Украины», а затем передается в коммунальную собственность Мариупольского городского Совета.
С 1 ноября 2001 аэропорт «Мариуполь» был передан в долгосрочную аренду в ОАО «ММК имени Ильича» и стал структурным подразделением ОАО «Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича». С этого времени дела, что называется, пошли на взлет. Возрождение началось с реконструкции здания аэропорта. Всего за 8 месяцев здание превратилось в прекрасный, отвечающий самым современным требованиям, аэровокзал. Его пропускная способность — 200 пассажиров в час. Помимо этого была произведена реконструкция перрона и взлетно-посадочной полосы, установлена новая система посадки и светосигнальное оборудование чешского производства.
Имея выгодное географическое положение и находясь на крайнем юго-востоке Украины на границе с Россией, аэропорт «Мариуполь» по идее должен был стать воздушным мостом крупного промышленно-индустриального города и морского порта на Азовском море, способным связать его с другими регионами Украины и зарубежными странами. Однако, не случилось…
Поначалу, все шло замечательно. В 2004 году было перевезено 11 тыс. пассажиров. В 2006 году - 18 тыс. пассажиров, а в 2007 году более 20 тыс. Аэропорт «Мариуполь» обслуживал внутренние, международные и чартерные рейсы. География перевозок охватывала страны СНГ, Европы и Ближнего Востока. Но с началом финансово-экономического кризиса дела на комбинате пошли из рук вон плохо. Начали экономить на всем. В первую очередь это коснулось содержания аэропорта. Авиарейсы попросту отменили, а здание аэровокзала закрыли до лучших времен.
Летом 2010 года «ММК имени Ильича» поменял собственника и вошел в состав металлургического холдинга Рината Ахметова «Метинвест». Захотят ли новые менеджеры комбината содержать аэропорт и развивать воздушные сообщения? Вопрос риторический, по крайней мере, очень хотелось бы на это надеятся. Ибо полу-миллионый город вправе иметь свой действующий аэропорт, равно как и действующий морвокзал. Пока же два самолета авиа-отряда "Ильич-авиа" продолжают стоять на прочном "приколе"...
Неподалеку с современным аэродромом в советские времена располагался военный аэродром. Раньше тут базировалось несколько транспортных самолётов АН-12, а также самолёт-амфибия Бе-12, по которому, определяли будут полёты или нет. Если один винт от ветра вращался, то полёты могли быть, а если два, то нет. Вот такие были военные суеверия.
Теперь же тут мало чего осталось, Бе-12 распилили на цветмет, плиты разобрали и устроили свалку. Жизнь тут кипит в основном по ночам. На оставшихся рулёжках устраивают драг-рейсинги, приезжают любители автогонок по пересеченной местности, игруны-квестеры и любители пострелять по пустым бутылкам.