Этот памятник знают все. Фигура воина со спасенной девочкой на руке, до недавнего времени возвышавшаяся в серпуховском сквере у больницы им. Семашко, на месте, выбранном самим автором, является 2,5-метровым макетом грандиозного 13-метрового монумента, который с 1949 года и по сей день находится в берлинском Трептов-парке (1).
Автором обоих (и серпуховского и берлинского) памятников является знаменитый советский скульптор Евгений Викторович Вучетич (1908–1974), создавший кроме «Воина-освободителя» и множество других великолепных работ. Например, он автор монумента «Родина мать» на Мамаевом кургане в Волгограде, памятника Дзержинскому (ныне демонтированному) на Лубянке и т.д.
Важно, что этот макет был вылеплен Вучетичем и отлит еще до основного монумента.
Руками Евгения Вучетича было создано два очень похожих двух с половиной метровых «Воина». С одного из них (скорее всего несохранившегося) впоследствии в Ленинграде отлили из бронзы 13-метровый памятник для мемориала в берлинском Трептов-парке. Другой «Воин» стоит в Серпухове. После возвращения из Европы и реставрации в 2010 году он был установлен на Мемориале воинской славы на Соборной горе.
Есть и третий памятник в малых масштабах повторяющих главный монумент Трептов-парка. Он был установлен в центре поселка Тяжин Кемеровской области, откуда родом, и где всю жизнь прожил Николай Иванович Масалов. О подвиге односельчанина тяжинцы узнали лишь в 1964 году, а до того завхоза и конюха детского сада селяне считали совершенно рядовым человеком. Сюжет «Воина-освободителя», держащего на левой руке маленькую девочку, «подсказан» событиями произошедшими в апреле 1945-го года в осаждённом Берлине. Девочку спас тогда ещё сержант Масалов. «Воин-освободитель», конечно, был ещё и обобщенным образом – всего при штурме Берлина русскими солдатами были спасены более 170 немецких детей. Николай Иванович был одним из спасителей. Однако позировали автору монумента не они, а несколько других человек.
Оказалось, что вопрос о первоисточнике памятника - не из простых. Наиболее часто упоминаются имена двух советских бойцов - Ивана Одарченко и Виктора Гуназа. С обоими Вучетич встречался, оба позировали ему, каждый убежден, что Воин-освободитель - это он сам.
То, что Вучетич до последнего продолжал искать тот самый образ, подтверждает хотя бы тот факт, что серпуховский воин несколько отличается от берлинского – главным образом, чертами и выражением лица.
Родом Виктор Гуназа с Украины, фашистов он гнал от Днепра до столицы Австрии, был ранен, заслужил Орден Славы 3-й степени, после войны остался кадровым военным.
Знакомство «модели» со скульптором произошло под Веной в 1945 году, вскоре после Победы. В тот вечер старшина Гуназа, прогуливаясь по палаточному лагерю, заметил показавшегося подозрительным человека в штатском с военным планшетом, остановил его и проверил документы. В документах значилось – Евгений Вучетич. Как известно, Евгений Викторович ушел на фронт добровольцем, воевал, был тяжело ранен, после чего стал сотрудничать с фронтовыми газетами. В то время он снисходительно именовался «начинающим» художником. Вучетич оценил бдительность бойца, какую-то особую располагающую «изюминку» в его лице и пригласил попозировать для будущего памятника. Судя по воспоминаниям Виктора Михайловича, именно во время нескольких полевых сеансов, на которых в качестве зрителей, критиков и советчиков присутствовали и его сослуживцы, родилась окончательная композиция монумента. Сам Вучетич предполагал, что на руках боец должен держать пацаненка. Гуназа возразил – девочка будет лучше, все-таки продолжательница человеческого рода. Правда, позировал он без ребенка (где его взять в военном лагере), но левую руку старательно держал так, будто на ней примостился маленький человечек. А правой рукой сжимал рукоять меча, выструганного из сосны.
Полковник в отставке, Виктор Гуназа, живший после демобилизации в Днепропетровске, ушел из жизни в 2006 году, вслед за супругой, о которой заботился в течение 20 лет, пока она была парализована.
Второму, более известному прототипу воина – Ивану Одарченко сейчас 83, живет в частном доме на окраине Тамбова, занимается домашним хозяйством.
Иван Степанович Одарченко родился 6 сентября 1926 г. в селе Новоалександровка Акмолинской области (Казахстан). В 1931 г., спасаясь от голода, семья Одарченко перебралась в Магнитогорск. В шестнадцать лет Иван стал бригадиром в колхозе, помогал матери растить младших. В январе 1944 года Иван Одарченко был призван на армейскую службу. Воевал в составе 114-й гвардейской дивизии 9-й гвардейской армии. Иван Степанович освобождал Венгрию, Австрию, Чехию, войну закончил под Прагой, в боях заслужил медаль "За отвагу". После победы продолжил службу в советских оккупационных войсках в Берлине.
В августе 1947 г. состоялась историческая встреча со скульптором Евгением Викторовичем Вучетичем. Работа длилась почти полгода. 8 мая 1949 г. состоялось торжественное открытие мемориала.
В том же 1949 г. Иван Степанович демобилизовался и вернулся в Тамбов к сестре. 37 лет проработал токарем и фрезеровщиком на тамбовском заводе "Автотрактородеталь" (Тамбовский завод подшипников скольжения).
После смерти жены живет один. Ветерана часто навещают дочь и внучка. Иван Степанович - частый участник парадов и праздничных мероприятий, посвященных Великой Победе. Участник юбилейного парада 1995 г. в Москве. Одарченко награжден также орденами Отечественной войны I степени и Трудового Красного Знамени.
Он с удовольствием рассказывает о тех далеких временах, когда Вучетич приметил его в Берлине на дне физкультурника:
– Я на фронт попал в 44-м году, в 18 лет. Вот, дошел до Праги, а после победы остался служить в Берлине. В 47-м году у нас там были соревнования. Я бежал кросс на стадионе, пришел третьим, переоделся в форму и сижу себе на трибуне, смотрю соревнования. Тут ко мне подходит представительный мужчина и приглашает пройти на верхнюю трибуну, где генералы сидят. Я удивился, но пошел, а там уж он мне представился и спросил, соглашусь ли я позировать ему для основной скульптуры мемориала в честь погибших воинов. Конечно, я и раздумывать не стал.
Про то, что «двойник» берлинского воина находится в подмосковном Серпухове, Иван Степанович не знал, и был удивлен этой новостью. Он только помнил, что сначала Вучетич лепил из гипса статую чуть крупнее человеческого роста, а уже потом в Ленинграде из бронзы был отлит 72-тонный памятник. В Берлин его переправляли частями. Моделью сидящей на руках девочки сначала выбрали немецкого ребенка как символ освобождения Германии, но потом Вучетич вдруг сказал Ивану: «Мы, советские воины, и прежде всего освобождали своих женщин и детей, поэтому ты должен держать нашу, советскую, девочку». Так на левой руке оказалась 3-летняя Света – дочь коменданта Берлина генерала Котикова. А другой рукой 21-летний Одарченко держал настоящий двухпудовый меч, который был точной копией меча псковского князя Гавриила, который вместе с Александром Невским сражался против «псов-рыцарей».
Кстати, некоторое время он сам нес караул в Трептов-парке возле памятника с собственным лицом, чем привлекал внимание наблюдательных прохожих.
Ещё одна интересная деталь: 8 мая 2010 года в Тамбове появился памятник ветерану-победителю. Бронзовый ветеран с медалями и орденами на груди и маленькой девочкой на коленях обосновался на скамейке в Парке Победы. Теперь Иван Степанович Одарченко стал прототипом новой композиции, над которой работал скульптор Виктор Кулаев. Таким образом, памятник стал символом связи времен и поколений.
______________________
1 - Воин-освободитель — монумент в берлинском Трептов-парке.
Центром композиции является фигура советского солдата с опущенным мечом и ребёнком на руках, стоящим на обломках свастики.
Подразумевается, что меч в руках у солдата является тем же мечом, который рабочий передаёт воину, изображённому на монументе «Тыл — фронту» (Магнитогорск), и который затем поднимает Родина-мать на Мамаевом кургане в Волгограде.
Осенью 2003 года скульптура воина была разобрана и отправлена на реставрацию. Весной 2004 года отреставрированная скульптура вернулась на своё прежнее место.
В канун четвертой годовщины победы над фашистской Германией, 8 мая 1949 года, в Берлине был торжественно открыт памятник советским воинам, павшим смертью храбрых при штурме германской столицы.
В первый послевоенный год Военный Совет группы советских оккупационных войск в Германии объявил конкурс на проект памятника советским воинам в Берлине.
В конкурсе приняло участие около 50 авторов, в том числе были немецкие архитекторы и скульпторы. Среди проектов преобладали сооружения, лишенные образной выразительности. Это были обелиски, башни, колонны, каменные кубы и пирамиды. Многие поражали грандиозностью размеров, достигая трехсотметровой высоты. Победителями конкурса вышли мастера советского искусства — народный художник СССР скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский, художник А. А. Горпенко и инженер С. С. Валериус. Они создали грандиозный архитектурно-скульптурный ансамбль, главный монумент которого — статуя воина-освободителя — стал символом борьбы за мир против войны и фашизма.
Особенностью проекта было включение в композицию памятника зеленого массива парка и использование рельефа местности. Почти на 200 тысяч квадратных метров раскинулся Трептов-парк. В центре его поднимается подковообразная насыпь, обрамленная зеленой стеной раскидистых платанов.
Тринадцатиметровая бронзовая фигура солдата олицетворяет Советскую Армию, взявшую в руки оружие со святой целью — освободить от захватчиков свою Родину, уничтожить фашизм, угрожавший человечеству порабощением, защитить мирный труд людей всей земли.
Фигура молодого воина дышит несокрушимой силой. Маленький ребенок доверчиво прильнул к груди доброго великана. Старинный меч, которым воин разрубил свастику, является символом защиты правого и благородного дела, символом борьбы за то, чтобы счастливо жили люди, чтобы спокойно они трудились, не боясь, что огненный шквал войны вновь пронесется над землей.
Честное, мужественное лицо у солдата. Он смело идет вперед.
Статуя воина-освободителя отлично воспринимается со всех сторон, чему способствует ее легкий разворот. Вертикали накинутой плащ-палатки придают фигуре необходимую устойчивость. Основанием монумента служит зеленый курган, напоминающий древние курганы-захоронения. Это вносит еще одну нотку в национальную мелодию всего ансамбля. На кургане возвышается светлый пьедестал фигуры, внутри которого построен мавзолей — торжественное завершение всего ансамбля.
Мавзолей — круглый купольный зал, стены которого украшены смальтовой мозаикой. Художник А. А. Горпенко изобразил народ, приносящий дань благодарности и признательности погибшим. В центре зала на постаменте из черного лабрадора стоит золотой ларец. В нем хранится книга в сафьяновом переплете, где на нетлеющих листах пергамента записаны имена воинов, павших в боях за Берлин. Зал освещает люстра из хрусталя и рубинов, сделанная в форме ордена Победы.
Мягкий свет и торжественная тишина навевают мысли о великом и вечном — о красоте подвига храбрых, о величии смерти во имя счастья живых.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: