Памятник воинам-автомобилистам, ставший визитной карточкой Запорожья, украшает южные ворота города вот уже более 30-ти лет.Недавно, к 70-летию области, его отремонтировали и теперь всякий проезжающий к южным морям или обратно может увидеть его главную деталь – трехтонку ЗиС-5В в своем первозданном виде. О том, как создавался памятник, рассказал редакции автор эскизного проекта ветеран милиции Николай Богдан. Вначале был указ В начале 1976 года вышел указ Совета Министров СССР об учреждении Дня работников автомобильного транспорта. И вот водители грузовых автомобилей – ветераны минувшей войны, выступили с предложением о создании памятника воинам-автомобилистам. Установить его решили на трассе Москва-Симферополь, у въезда в Запорожье. Николаю Богдану, молодому специалисту, поручили разработать эскиз памятника. Первоначально предполагалось ограничиться автомобилем на постаменте. Но Николай начал доказывать, что необходимо создать монументальный памятник, и не автомобилю, а водителям, прошедшим дорогами войны. Достучался даже до Министерства автомобильного транспорта УССР. Вышел на замминистра, [он прошел войну, начинал водителем, окончил командиром автомобильного батальона]. Тот поддержал юношу, и Николай за ночь разработал эскиз будущего памятника с барельефом на стеле, увенчанной шоферской эмблемой; позже – макет памятника. Проект признали удачным и к октябрю 1976 года воплотили в жизнь. Династия Единственное, о чем сожалеет подполковник милиции Николай Богдан, так о том, что не прорисовал четко профиль военного водителя на барельефе. В тот момент это был просто собирательный образ, олицетворявший всех воинов-автомобилистов. А ведь мог бы увековечить портрет своего деда Григория Семеновича Кравцова – военного водителя, погибшего в 1943 году. Бабушка рассказывала Николаю, что дед служил в органах внутренних дел, а в середине 30-х годов, когда на смену лошадям в милицию стали поступать автомобили, его послали на шоферские курсы в Харьков. После годичной учебы успешно сдал на «права» и вернулся на запорожскую землю. Но понадобился водитель в райком партии, и деда направили туда, а потом началась война… Когда Николай подрос, решил пойти по стопам деда: окончил автомобильный техникум, работал в ГАИ. Но не зря в известной песне есть слова о службе, опасной и трудной. В тот злополучный апрельский день 1983 года Николай патрулировал по городу и остановился перед «зеброй» пропустить пешеходов. На его беду, водитель следовавшего сзади троллейбуса отвлеклась и со всего маху въехала в задний бампер. В итоге – сотрясение мозга, травма шейного позвонка, долгая реабилитация. После работал в 30-километровой зоне при ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, что здоровья тоже не прибавило. В итоге – инвалидность и преждевременный уход на пенсию, хотя по возрасту мог бы еще работать. “Работники ГАИ всегда на виду и, работая на линии, инспектор ведь не пряники раздает. Но в каждом конкретном случае нужен индивидуальный подход, – считает ветеран. – Можно и предупреждением ограничиться, а уж если протокол составлен, то водитель должен прочувствовать свою вину и расставаться с инспектором без озлобленности, а пусть с виноватой, но улыбкой. Частые жалобы на работника ГАИ – первый сигнал: на своем ли месте этот сотрудник?” Раньше даже фотографии злостных нарушителей на стендах «ГАИ информирует» помещали: действовало. По мнению Николая Николаевича, сейчас Госавтоинспекция оказалась в непростой ситуации – еще лет десять назад народ был более законопослушным, труднее стало работать пришедшим на смену, поскольку процветает правовой нигилизм. Но вернемся к монументу. Памятный знак или памятник? Задумывался памятник полностью из гранита: потратившись при создании, легче было бы содержать его в достойном виде. Но начальник управления грузового автотранспорта Леонид Сидоренко не разрешил это сделать: согласно действовавшим тогда правилам, необходимость строительства любого объекта сметной стоимостью более пяти тысяч рублей необходимо было защитить и утвердить в Совмине УССР, что могло затянуться на долгие годы. Так и остался монумент в категории памятных знаков, а потому в списке памятников его нет, и сейчас даже находятся горячие головы, предлагающие монумент снести как рудимент прошлого и символ коммунистической эпохи. Виктор Армяновский,газета "МИГ"
Пешекэшерам:вариантов множество.Можно добраться до "развилки" и двинуть пешком по симферопольке, можно сесть на маршрутку типа "Запорожье-Григорьевка" или "Запорожье-Степногорск" и попросить остановить возле заправки,можно на маршрутке, следующей в Кушугум,Осетровку или Балабино доехать до поворота на Балабино и прогуляться,можно доехать и на электричке, правда, пешочком там уже пбольше будет
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: