Я отправился в окрестности Десногорска в поисках Монахова рва. В этих местах в XVIII-XIX веках жили монахи-пустынники. Селились они вдоль речки Болдачёвки между деревнями Семёновка и Буда, образуя два поселения – Монахов ров и Болдачёвку.
Самый известный и почитаемый житель этих мест – Никита. Никита был уроженцем Орла, начинал в Белобережской пустыни. Поселился в трех километрах от нее, в уединении своем созерцал Богородицу. Однажды какая-то тварь сожгла его келью, он, помыкавшись немного в монастыре, отправился в Рославльские леса. Прожил десять лет в Монаховом рву и вернулся в Белые Берега. Никитин ученик Досифей достал где-то лошадь и приехал по первозимку за ним в Белобережский монастырь. Никита хворал, но просился ехать немедленно. Вот они и отправились за двести верст по морозу назад в Монахов ров. Может, эта дорога и доконала Никиту. К весне 1793 года он умер. За неимением гроба Досифей положил его в пчелиный улей и похоронил возле кельи во рву. Лет через семь после этого Досифею пришло в голову перенести тело учителя в более сухое место, а то во рву все время стояла вода. Позвал попа из Луги, окрестных пустынников. Отрыли. Улей не сгнил, тело и одежда были нетленны, только лапоть на одной ноге превратился в прах. А на второй – цел. Вспомнили, что его сплел сам Никита. Один из отшельников в тот момент был болен (желудок), так он выпил воды прямо из улья с телом и исцелился. Никиту переложили в новый гроб и похоронили повыше на склоне рва. Через несколько лет зачем-то опять открывали. И тело опять оказалось нетленным. С тех пор местные жители уверовали в Никиту. Лет через сто было сделано каменное надгробье над его могилой, построена деревянная часовня (ее освятили в 1897 году). Каждый год ко Рву был крестный ход из Луги. На могиле Никиты собирались тысячные толпы. Документы на причисление Никиты к лику святых были поданы одновременно с таковыми же Серафима Саровского, но Серафим вот уже больше ста лет, как святой, а Никита – пока еще нет.
Главой общины на Болдачёвке был старец Афанасий. Выправив себе документ на Афон, зачем-то пришел в Белобережский монастырь (это около Брянска) и услышал там о рославльских отшельниках. Никому ничего не сказав, он встал и пошел: посмотреть. Вернулся через четыре года, извинился за отлучку, попросил перевести его в Свенский монастырь (это почти в самом Брянске), пожил там недолго и снова отправился на Болдачевку. На сей раз – на десять лет. Был момент, когда он опять возвращался в Свенский монастырь, но в июне 1818 года игумен Амвросий доносит начальству: «Иеромонах Афанасий из монастыря самовольно отлучился, и куда – неизвестно». На Болдачевке вместе с Афанасием жили будущие преподобные Моисей и Антоний (братья Путиловы), основавшие в 1821 году знаменитый Предтечевский скит в Оптиной пустыни. Еще – Иларий и Савватий, ушедшие с Путиловыми в Оптину.
Осенью 1825 года власти Рославльского уезда Смоленской губернии переловили всех отшельников и посадили в острог. Продержав почти год, разослали по монастырям. Единственный монах, решившийся вернуться после этого к отшельничеству, был Дорофей, поселившийся возле Савеева и доживший там до 1865 года.
Использованы материалы: http://www.peremeny.ru/column/view/462/.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: