Имя Константина Сергеевича Станиславского известно всему миру, по его сценической системе до сих пор обучаются актёры театральных школ. А имя сестры выдающегося режиссера Зинаиды Сергеевны Соколовой мало кому известно. Между тем, усилиями Зинаиды Сергеевны и ее мужа был создан первый в России крестьянский театр. И что интересно, на два года раньше Московского Художественного.
Кто знает, как сложилась бы жизнь Соколовых, если бы не голод 1891 – 1892 годов. Они принимали активное участие в жизни голодающих: собирали средства, устраивали бесплатные столовые, объезжали голодающие деревни. «Хотелось дать возможность жить, хоть одной деревне, осмысленной жизнью. Решили переселиться совсем в деревню», - вспоминает Зинаида Сергеевна.
Купив простенькое именье в Никольском (место они выбрали по рекомендации писателя Александра Эртеля, чья усадьба была по соседству и которой посящен тайник «Усадьба Эртелей[VI/6855]»), супруги тут же развернули кипучую деятельность по устройству «осмысленной жизни» – нет, не своей, а в первую очередь окрестного населения. Константин Константинович в собственном доме начал прием больных со всей округи. А «Зюля», поначалу помогавшая мужу в «лечебе», вскоре взялась за организацию школы, построенной Соколовыми на свои средства. В этом-то скромном здании, пережившем все лихолетья двадцатого века, размещается сейчас сельский Дом культуры, где теперь проходит фестиваль любительских театров «Театральные встречи в Никольском».
Но «Зюля» не была бы младшей сестрой «Кости», если б не попыталась и здесь создать свой театр. Сначала вовлекла в постановки крестьянских детей, которых учила грамоте. Потом, увидев, с каким интересом и восхищением смотрят на представления их матери и отцы, созвала и взрослых. «Как будто сама жизнь указывала, что нужно крестьянам, – вспоминала Зинаида Сергеевна. – На спектакли для крестьян мы смотрели не как на приятное препровождение времени, но как на возбудителей новых чувств, мыслей, переживаний. Какой свет сиял в наших душах!» Для представлений выбрали общественный амбар, в нем помещалось до шестисот зрителей. В репертуаре – пьесы Островского, Чехова, Потехина, Шпажинского, Соллогуба.
В июне 1901 года в Никольское приехал Константин Сергеевич Станиславский с женой. Вот как вспоминала об этом приезде Зинаида Сергеевна: «Брат Костя и Маруся гостили у нас пять дней. Мы играли для них «Кручину» и «Бездольную». Были они и на репетициях. Отношение актеров к делу, игра без утрировки очень понравились им. Костя сказал, что был буквально выбит из колеи всем – публикой, мизансценами, игрой». Константин Сергеевич так влюбился в крестьянский театр, что всерьез уговаривал его руководителей – сестру и зятя – поступать в создаваемый им Московский художественный. Доктор Константин Константинович при этом хохотал, приговаривая: «Ну какой же я для вас актер? Я играю как самоучка, как птицы поют. Я у вас затоскую, когда мне по нескольку лет придется ждать роли. Нет уж, лучше здесь быть первым, чем у вас последним! Да и как же никольских оставить без лечения? Нет, здесь мы пустили корни».
В 1903 году Зинаида Сергеевна с дочерьми переехали из Никольского в Москву. Девочкам надо было учиться, а домашней школы было уже мало. С тех пор в имение приезжали только летом и на праздники. До смертного часа не «оставил никольских» Константин Константинович, упокоился на сельском кладбище в 1919 году: умер от тифа, спасая здешних мужиков от эпидемии. В 1918 году Зинаида Соколова стала режиссером и преподавателем сценического искусства в студии Большого театра, где директором был К.С.Станиславский. Там она проработала двадцать девять лет.
Когда в 1945 году отмечалось восьмидесятилетие заслуженной артистки РСФСР Зинаиды Сергеевны Соколовой, среди многочисленных поздравлений было одно, наверное, самое ей дорогое, - из соседнего с Никольским села Макарье:
«…За 14 вёрст из села Макарье мы, босоногие крестьяне-мальчишки, в праздничные летние дни ходили смотреть спектакли, устраиваемые тобой и Константином Константиновичем в риге… Вы научили меня понимать, любить и ценить искусство. Вы помогли мне духовно расти. По праву я Вас считаю своей духовной матерью. За всё примите моё большое мужицкое спасибо!» Подпись: Иван Щепкин, крестьянин села Макарье Воронежской области.
Жизнь в театре не обрывалась даже в самые трудные для деревни дни – в голодные зимы, в первую мировую, когда театр продолжал ставить пьесы для раненых (в своём доме Соколов разместил лазарет).
Театр продолжал жить и после смерти Соколова, и отъезда его жены в Москву. Театр ставил пьесы, постоянно совершенствуясь от постановки к постановке. В сорок первом, например, Никольский драмкружок на смотре в Воронеже, показав «Власть тьмы» Л.Толстого, вышел в победители.
В 1948 году, в юбилей МХАТа, никольцы показали в Воронеже пьесу «Пути-дороги», а через несколько лет на областном смотре сельской художественной самодеятельности – снова «Власть тьмы», и снова с успехом, редким для подобных смотров.
В пятидесятые годы известность Никольского драмкружка распространяется далеко за пределы области. Идут пьесы Толстого, Горького, Островского – дело Соколовых успешно продолжают никольские – учителя Л. Ф. Тупикова, а после её смерти – М. А. Ширяев. На Всесоюзном смотре театральной самодеятельности в конце пятидесятых коллектив завоевывает диплом первой степени. Драмкружок преобразовывают в народный театр – один из первых в России.
Амбарные театры на заре двадцатого века существовали во множестве, чуть ли не в каждом уезде. А вот до 110 лет дожил едва ли не один. Крепкий фундамент заложили Соколовы, благодарную память оставили о себе в здешнем народе, пережившую столетие. Эту память поддерживают воронежские театралы, историки, энтузиасты народного творчества. Но прежде всего – Светлана Сукочева, нынешний руководитель Никольского народного театра. Это ее усилиями теплится зажженный Соколовыми огонек, каждые два года проходят «театральные встречи», продолжается «осмысленная жизнь».
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: