Посредине финского залива, примерно в 26 километрах от Петербурга, располагается на острове Котлин город Кронштадт. Остров тянется с запада на восток почти на 10 километров, но максимальная его ширина не доходит и до трех. Несколько лет назад к центральной части острова с севера подошла дамба (защитные сооружения, призванные оградить Петербург от наводнений), по которой открыто автомобильное сообщение с "большой землей" (1984). Планируется и с юга также перекрыть залив дамбой, тогда остров окажется на пути крупной транзитной автомагистрали (Финляндия - центр России). Островное положение и близость к Петербургу определило всю трехвековую историю Кронштадта и его сегодняшний день. Еще недавно (до 1996 года) остров был закрыт для посещения простыми гражданами. Причина - на острове располагалась база ВМФ. На Котлин можно было попасть только с экскурсией или по приглашению жителя города. Дамба делит остров на две части - западную и восточную. На западе находится один из фортов, кладбище и воинская часть. Сам же город занимает весь восток Котлина. Прямо от дамбы начинается район новостроек и тянется до остатков крепостной стены. За ней располагается полный достопримечательностей старый город. Больше всего Кронштадт похож на район столицы великой империи, унесенный в море сильным ураганом и оставшийся среди воды навсегда. Город изобилует памятниками высокой художественной ценности под стать самому Петербургу. А одетые в гранит каналы? А гранитные набережные? Да и сами дома в центре ясно говорят - вы в столице. Кронштадт очень близок Петербургу и по духу, и по архитектуре. Южные гавани, непосредственно примыкающие к центру, занимают военные корабли и подводные лодки, на которые можно посмотреть буквально с расстояния в сто метров. На них из сада смотрит бронзовый Петр. У восточной оконечности сада - причал. Отсюда уходит паром в город Ломоносов. Вся эта часть острова окружена обводным каналом, одетым в гранит. В центральной части этого своеобразного "острова на острове" стоит морской собор. Это самое высокое сооружение на острове, и его хорошо видно с берегов залива. Еще далее на восток - Петербургская пристань, здесь швартуются "метеоры", приходящие из Питера. С севера и с юга к острову тянутся цепочки фортов, самые мощные и красивые из которых находятся к югу от города и хорошо видны с места, где будущая южная часть дамбы подойдет к Котлину (из центра города и с набережных форты практически не видны). Жизнь местных жителей тесно связана с флотом и морем. В Кронштадте проживает много офицеров и курсантов, в городе есть судоремонтный завод, порты. Одним из развлечений местных жителей, которое непосредственно связано с островным положением города, является рыбалка. Зимой - подледный лов, летом - с дамбы или с лодок. Особенно много рыбаков весной, когда идет корюшка. Страницы истории Остров Котлин был известен новгородцам с древних времен, но современная его история началась с осени 1703 года, когда по указанию Петра I на маленьком островке-отмели к югу от Котлина был заложен форт Кроншлот, который перекрыл для потенциального противника главный фарватер, ведущий к устью Невы, где строилась новая столица империи. 7 мая 1704 года укрепления, включавшие в себя и две батареи на острове Котлин, вступили в строй. С этой даты ведет отсчет своих лет Кронштадт. Вражеская эскадра, против которой и сооружался город-крепость, не заставила себя долго ждать. Уже через месяц к форту подошли шведы, но вынуждены были отступить. По замыслу Петра город должен был стать не только преградой на пути вражеских кораблей, но и базой Российского Военного флота. С 1709 года на острове ведется строительство складов и причалов для нужд флота. Несколько позже был создан завод, на котором ремонтировались и достраивались боевые корабли. В городе было построено 6 сухих доков и специальный канал, по которому суда могли проникать в самый центр города. В 1723 году на Котлине заложили крепость и дали ей имя Кронштадт. Петр считал город частью столицы. Здесь работали лучшие архитекторы, был разработан перспективный план города с широкими по-столичному улицами и большими площадями. Этапом в строительстве города стало наводнение 1824 года, когда вода поднялась на 3,5 метра, и город был полностью залит водой, и многие корабли были выброшены на берег. Деревянные здания пострадали от этого сильнее всего. После наводнения акцент сместился в сторону каменного строительства. В 1854 году англо-французская эскадра подошла к городу, намереваясь пройти к Петербургу, однако вид Кронштадских укреплений и многочисленных фортов вынудил врага повернуть назад, хотя в то время укрепления не достигли еще своей максимальной силы. К началу двадцатого века неприятеля встречали мощные крепости и форты, построенные и постоянно модернизируемые с учетом последних достижений военной науки, 17 искусственных островов с укреплениями, а также батареи на северном и южном берегу Финского залива. Многие сооружения не имели аналогов в мировой военной архитектуре. В городе находился целый ряд высших военных учреждений и торговый порт, который приносил казне огромный доход. Здесь грузы перегружались с заморских судов на баржи и проходили таможню. Далее груз отправлялся в Петербург. Позже город утратил свое значение как порт. В строй вступил морской канал, который позволил крупным судам доходить прямо до Петербурга. Сегодня в связи с нехваткой портовых мощностей у России и строительством дамбы, связавшей город и континент, снова появились планы по развитию Кронштадстких портов, что сулит городу улучшение его финансового положения. С Кронштадтом связаны яркие страницы отечественного мореходства и кораблестроения и российской науки. Первый российский пароход совершил показательный рейс из столицы в Кронштадт, первый в мире ледокол был построен на этом острове. В местном госпитале впервые в России применили наркоз, здесь же открыли явление отражения радиоволн от кораблей. Жители города принимали активное участие в революционных событиях и, как и вся страна, оказались разделенными на два лагеря. Часть "революционных матросов" участвовала в волнениях 1905-1907 годов и в разрушении российской государственности в 1917. Другая часть пыталась остановить ход колеса истории и подняла мятеж (март 1921). Несмотря на героическое сопротивление отрезанного от остальной страны острова, красные банды ворвались в город, пройдя залив по льду, и устроили в Кронштадте кровавую бойню. Во время отечественной войны город подвергался обстрелам с двух сторон. С севера находились финские войска, с юга - немецкие. Однако, город не был сдан врагу, хотя и понес тяжелейшие потери. Более того, мощные орудия города-крепости наносили серьезный урон противнику, поддерживали операции сухопутных войск. История города связана с деятельностью многих выдающихся людей от архитекторов до мореплавателей. Вот только краткий список оставивших свой след в Кронштадте: Трезини, Баженов, Камерон, Брюллов; Беллинсгаузен, Крузенштерн, Головин, Лисянский, Сенявин; Бубнов, Макаров, Шиманский; Ушаков, Нахимов, Истомин, Литке, Лазарев; Попов. На острове бывали Пушкин и Карамзин, Жуковский и Гончаров, Даль и Короленко. С городом связано творчество Айвазовского и Боголюбова. Первая российская кругосветная экспедиция под командованием Крузенштерна и Лисянского началась именно в Кронштадте, отсюда же ушли в антарктическую экспедицию Лазарев и Беллинсгаузен. Достопримечательности Морской собор. Морской Собор по праву считается главной достопримечательностью города. Храм молодой, его строительство было завершено в 1913 году. Архитектор Косяков, автор проекта, взял за основу Софийский собор в Стамбуле. Высота собора достигает 70,6 метров (Морской собор хорошо виден с берегов залива), а диаметр купола почти 27 метров. В храме были установлены мраморные доски с именами погибших моряков. Всего 16 лет здание использовалось по назначению, а затем в 1929 году коммунистические власти закрыли собор, что могли - разрушили, кресты и колокола сбросили, внутреннюю роспись стен и куполов заштукатурили, разбили алтарь. Потом в соборе располагались клуб, кинотеатр, филиал дома офицеров и музей. Я рекомендую не заходить внутрь музея, а уделить основное время осмотру здания снаружи. Памятник адмиралу Макарову - самый красивый и известный памятник Кронштадта, располагается на площади перед Морским собором. Адмирал заслужил почет и уважение своим огромным вкладом в военное кораблестроение (известны его работы по непотопляемости кораблей), боевыми заслугами, среди которых числятся первые торпедные атаки на вражеские корабли. Макаров участвовал в кругосветных плаваниях, проводил различные научные исследования, был награжден золотой медалью Русского Географического общества, 5 лет командовал Кронштадским портом и многое сделал для города. В 1904 году адмирал покинул Кронштадт для того, чтобы принять участие в Русско-японской войне. 13 апреля он погиб на эскадренном броненосце "Петропавловск". Кронштадт и Питер боролись за право установить памятник адмиралу. В результате бронзовая фигура Макарова заняла место в Кронштадте на гранитном камне весом около 160 т. На камне установлены барельефы, изображающие события, в которых участвовал адмирал: взрыв турецкого судна "Интибах", гибель "Петропавловска", ледокол "Ермак" в арктических льдах. По своей красоте и величию памятник можно сравнить разве что с Медным всадником в Питере. Футшток. С 1707 года в Кронштадте действует футшточная служба. Цель ее - определять колебания уровня моря. Другими словами, у Синего моста через обводный канал установлена чугунная рейка, на которой располагаются фарфоровые вкладыши - деления. Один из них обозначает нулевую отметку, от которой отсчитывается уровень моря. В зависимости от того, когда вы совершите путешествие в Кронштадт, вы обнаружите, что уровень моря находится на несколько сантиметров ниже или выше уровня моря! Корабли ВМФ. Отдельной достопримечательностью города можно назвать стоящие у причалов корабли и подводные лодки. Вне всякого сомнения, не так уж много есть мест в стране, где можно посмотреть на боевую технику с расстояния в несколько десятков метров. Конечно, здесь нет крейсеров и атомных лодок, но зато и располагаются они не среди голых скал где-нибудь на севере, а рядом с гранитными набережными и величественными памятниками. Создается иллюзия неразрывности российской истории. Можно живо себе представить, что с корабля сходят культурные воспитанные офицеры, гордость и опора страны, идут по набережным, например, в здание офицерского собрания... Макаровский мост. Через Петровский овраг перекинут пешеходный мост - одна из достопримечательностей города. Мост не только красив, но и расположен в живописном месте, окружен высокими лиственницами. Очень рекомендую прогуляться по нему вечерком. Кронштадт украшают памятники Петру I, Беллинсгаузену, Попову, Пахтусову, линкору "Октябрьская революция" и клипперу "Опричник". Интерес представляют старинные здания Офицерского собрания, госпиталя ВМФ, Итальянский дворец, здание водоподъемной машины и многие другие. Иcпользована информация с сайта «Малые города России»
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: