Если взглянуть на карты Подмосковья к северу, северо-востоку от Сергиев-Посада, цепкий геокешерский взгляд ухватит скопление тайников около Плещеева озера и вообще по трассе Москва-Ярославль. А ведь сколько еще вокруг сел и деревень с интересными названиями! Например, поселок Лось. Почему именно Лось? Знаете ли вы поселки с названиями "Кабан" или "Еж"? "Подумаешь, Лось, - хмыкнет скептик. - Что тут удивительного? В Москве тоже есть платформа Лось". Ладно. Как насчет деревни Волковойня? Или вот - Гора Пневиц (ударение на "е"). "Гора-Пневицы тож", - написали бы наши предки в летописи села. Это не деревня, а именно село, здесь и сегодня есть храм.
От трассы Р-104, где в селе Большое-Михайловское изредка останавливаются автобусы из Калязина на Лось, Нагорье и Кубринск (сюда можно заброситься и на транзитном автобусе Сергиев-Посад - Калязин), кочковатая, покрытая лужами широкая проселочная дорога ведет на восток. Единственный более-менее приличный путь к селу Гора Пневиц. Окрестности села - анклав Тверской области, окруженный реками и болотами. С севера, востока и юга - земли Ярославской и Московской губерний. Настоящая глухомань.
Почему "гора", становится понятно сразу после въезда в село. Церковь и деревянные домики жителей стоят на возвышенности. В такой равнинной местности, особенно в болотах, любой заметный сухой каменистый-песчаный пригорок считается горой. (Так на картах иных районов Карелии: "Гора Горелая, высота 28 метров"). Из доклада Переславль-Залесского научно-просветительского общества (выпуск 10, 2004 г.) можно узнать, что в 1501 году село было становым центром. В царствование Ивана III междоусобных конфликтов хватало, не говоря уже о литовцах и татарах. Не исключено, что село было опорным пунктом в одной из таких малых войн. Да еще дотошные краеведы раскопали, что некий Ф.Андреев, крестьянин из села Подол, в 1879 году был утвержден старостой погоста Гор-Пневиц. Это свидетельство только напустило туману: Подол в 11 верстах по прямой от Горы Пневицы, и потом - церковь, село... какой же это погост? Вот и гадай теперь. А больше из Интернета ничего не узнаешь. Ну, еще пару фотографий, сделанных путешественниками-велосипедистами.
Не удовлетворенные этим, мы пошли по селу беседовать с местными жителями. Увы, большинство участков сегодня принадлежит "пришлым" москвичам-дачникам, которые ничего не знают и не ведают. "Спросите местных," - советовали нам, кивая на два дома в центре села. Мы последовали туда. Весть о приезде странной делегации с фотоаппаратами и собакой уже облетела Гору Пневиц. К нам спешили удивленные люди.
- Вы кто? Откуда? - Из Москвы. Приехали посмотреть на место с таким интересным названием. И на церковь. - Правда? Посмотреть на нашу церковь? Специально?
Людям трудно поверить, что кто-то может приехать из такой дали в их село, чтобы взглянуть на развалины церкви. Ведь недалеко процветает отреставрированный, действующий, симпатичный монастырь, куда обычно возят туристов. А тут что? Когда я сообщаю, что в Интернете есть фотографии храма, в глазах местных жителей загораются искры гордости. Какая-никакая знаменитость. Но что за церковь - не знают. Где-то в глубине хозяйства живет древняя старушка. К ней отряжают гонца, и он приносит весть, что это, мол, храм Рождества Пресвятой Богородицы с престольным праздником 21 сентября. В 1929 году еще работал, а в 1937-м был окончательно закрыт. Судя по году, последнего настоятеля храма репрессировали, как тысячи других священников...
Своды когда-то величественного храма местами обвалились. На двух-трех окнах сохранились витые металлические решетки. По какой-то причине большевики не взорвали колокольню - возможно, в церкви был склад, или храму нашли другое хозяйственное применение. Лестница на колокольню разрушена. А деревянные купола фантастическим образом уцелели. Архитектурно храм интересен четырьмя круглыми башенками вокруг главного здания. Изнутри можно рассмотреть остатки древних фресок. Внушительный деревянный оклад, лишенный иконы, беспомощно повис над нашими головами. Стены церкви обступает стена крапивы. Вокруг храма прямоугольником тянется ров - вероятно, здесь когда-то проходила стена (мы нашли только один камень из этой ограды). Деревья внутри периметра восхищают исполинскими размерами. Даже березы своей мощью напоминают, скорее, вековые дубы, а не воспетые Есениным символы Руси. За храмом простираются золотистые поля, разделенные с пастельно-голубым небом темной полоской леса.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: