В русскую историю Муром вписан под 862 годом - это год признания варягов, дата, от которой берет начало российская государственность. В средневековой скандинавской литературе он упоминается под именем МАРАМАР - один из главнейших городов Руси. Расположенный на небольшой судоходной реке, по которой проходит серебреный торговый путь из Великой Степи в Европу, древний Муром пленял своей красотой чужеземцев. История его одновременно типична и уникальна - город испытал на себе все потрясения, выпавшие на долю русской земли, он горел и восставал из пепла, вымирал и возрождался. Был ли он столицей княжества, уездным городом Российской империи или крупным промышленным центром в советское время, он никого не стремился подмять под себя и никому не хотел подчиняться. Через все века Муром пронес свой особый характер - своенравный и вольнолюбивый. У этой земли на редкость прочная и яркая память. Уже более тысячи лет хранит она образ сказочно прекрасного и изобильного града Мурома, пришедшей из старинных легенд, сказаний, церковных преданий - он запечатлен в лучших произведениях древнерусской литературы. В них мы найдем немало имен и фактов, о которых умалчивает летопись. Но их реальность ни у кого не вызывает сомнений. Она прочитывается на тесных улочках древнего города, подтверждается памятными знаками и мемориальными досками.
Немного истории
Войдя в Х веке в состав Киевской Руси, долгие годы потом Муром был форпостом на ее восточных границах, являясь при этом крупным ремесленным и торговым центром. Здесь пересекались торговые пути, сюда стекались самые разнообразные товары из многих дальних стран. Об объемах торговли красноречиво свидетельствует найденный в прошлом столетии на территории бывшего Муромского края клад из одиннадцати с лишним тысяч арабских серебряных дирхемов Х - XI вв.
В середине XI века Муром вошел в состав Черниговского княжества, в 1076 г. стал центром Муромско-Рязанского удела, с середины XII столетия попал в зависимость от возвышающихся ростово-суздальских князей, а во второй половине XIV века окончательно потерял свое политическое значение как центр небольшого, но самостоятельного княжества и, присоединенный к Москве, стал пограничным городом на окраинах московских земель. Как свидетельствуют летописи, муромские дружины отважно сражались во многих битвах, не только отражая набеги врагов, но и совершая далекие походы.
Выгодное географическое расположение Мурома, стоявшего на перекрестке торговых путей, на полноводной и судоходной Оке, способствовало превращению его в ХII-ХIХ веках в купеческий город с крупными ярмарками и активным товарооборотом. Искусные муромские ремесленники для нужд города и на продажу выделывали кожу -знаменитую муромскую юфть, известную и в Западной Европе, варили мыло, ткали холсты, ковали оружие. К царскому столу из Мурома поставлялась особым способом жареная - "на палочках" - стерлядка. Знали муромские хлебопеки секрет особых калачей - настолько вкусных и знаменитых, что в 1781 году попали они, золотые, на лазоревое поле городского муромского герба (лазурь в геральдике означает красоту. мягкость, величие, а золото - богатство, справедливость, великодушие). Славился Муром и своими огурчиками, ценившимися настолько, что взятки в старину давали их семенами.
Оборотистость муромских купцов, превращение ремесленных мастерских в промышленные предприятия привели в XIX веке к активному развитию пароходства, причем пароходы строились даже на местных заводах. Из муромских купеческих семей вышли видные представители науки и культуры.
Вплоть до первой половины прошедшего века Муром, за исключением некоторых храмов и архиерейских палат в Спасском монастыре, был выстроен из дерева. После нескольких крупных пожаров конца XVIII -начала XIX веков город был застроен по новому плану. Регулярная планировка в сочетании с типичной провинциальной городской архитектурой и необычными архитектурными ансамблями муромских церквей и монастырей - Спасского, Троицкого, Благовещенского, построенных в свое время иждивением муромских купцов - придает городу весьма своеобразный облик.
К сожалению, ряд культурных зданий - прекрасных памятников архитектуры - частью еще до революции был разобран за ветхостью, а еще большей частью варварски уничтожен или изуродован в тридцатых-сороковых годах нашего века.
С Муромом связаны деятельность и имена более чем двадцати православных святых, в том числе и первых канонизтрованных Бориса и Глеба. Глеб заложил первую в том языческом крае церковь во имя Всемилостивого Спаса, вокруг которой вырос потом один из древнейших монастырей Руси - Спасо-Преображенский. Девятисотлетие этого монастыря отмечалось в 1996 году, и очередные «Уваровские чтения» - всероссийская научная конференция Муромского историко-художественного музея, собравшая около ста ученых и исследователей из разных уголков России, - была посвящена этому событию.
В марте 1778 года один из самых древних русских городов Муром как уездный город вошел во Владимирскую губернию, а в 1929 году стал районом Муромского промышленного округа, вскоре вошел в состав Горьковской области, а в 1944 году владимирский лев вновь засверкал в верхнем поле муромского герба.
Современный город - крупный промышленный и культурный центр.
Информация взята из текстов: О.А.Сухова и Ю.М.Смирнов, фильма «Малое золотое кольцо.Муром» (автор сценария Е.Белая), Муромский историко-художественный музей http://www.museum.murom.ru/, http://ru.wikipedia.org А также: Карта скоков составлена краеведом А.А. Золотаревым (+1986 г.). Архив Золотарева. Газета «Муромский край» 1914, № 102. Добрынкина Е. «Муромская область в ее поверьях, преданиях и легендах». - Владимир. 1900.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: