Данный тайник является четвёртым в серии тайников, посвящённым новомученикам и исповедникам Российским священномученику Тихону и исповеднице Хионии Архангельским. Начало - Тихон и Хиония Архангельские. Большое Попово. Продолжение - Тихон и Хиония Архангельские. Слободка. Тихон и Хиония Архангельские. Новый Копыл. ...5 марта 1900 г. в Покровском кафедральном соборе г. Тамбова Преосвященным Георгием, епископом Тамбовским, псаломщик Тихон Иоаннович Архангельский был рукоположен во диакона. А 19 марта т. г. в Тамбовском Казанском монастыре владыка Георгий рукоположил диакона Т.И. Архангельского в священника к монастырско-приходской церкви во имя св. Димитрия Солунского при женском монастыре в с. Троекурове Лебедянского уезда. Так молодой иерей стал священником Димитриевской церкви, возле которой в тени берёз любил отдыхать ещё до своего поселения в Троекурове затворник Иларион, направляясь по святым местам или возвращаясь в родные края. К тому же настоятелем храма св. Димитрия Солунского долгое время был Никандр Тимофеевич Андреев - дед Тихона Иоанновича. Он был переведён в Троекурово из соседнего села Губино в 1858 г. и до 1872 г. служил в приходско-монастырской церкви, после чего к Димитриевской церкви был переведён из соседнего с. Попова его сын - священник Николай Никандрович Андреев. А уж на место своего дяди и воспитателя в 1900 г. и был определён к храму Троекуровского монастыря молодой священник Тихон Архангельский. Через четыре года 15 мая 1904 г. - в связи с отделением Димитриевской церкви от Троекуровского монастыря и переводом штата монастырских священнослужителей во Владимирский собор обители о. Тихон был назначен настоятелем приходского храма св. Димитрия Солунского. С 1913 г. Тихон Иоаннович состоял в должности настоятеля Владимирского собора Троекуровского женского монастыря. Добросовестный и ревностный молодой священник сразу же был привлечён к важному делу обучения и воспитания детей в духе Православной Церкви - до самой революции он состоял заведующим и законоучителем Троекуровской церковно-приходской школы, преподавал Закон Божий в местной двухклассной земской школе. На хорошем счету был о. Тихон и у епархиального начальства - несколько лет был духовно-судебным следователем 2-го Лебедянского благочиннического округа, а также помощником благочинного. В Троекурово у Тихона Иоанновича и Хионии Ивановны Архангельских родилось восемнадцать детей, из которых выжило только девять - дочери Александра (р. 8 апреля 1901 г.), Юлия (р. 16 мая 1904 г.), Ирина (р. 4 мая 1905 г.), Вера (р. 4 апреля 1912 г.), Варвара (5 ноября 1914 г.) и Елена (р. 1923 г.) и сыновья - Михаил (р. 6 ноября 1907 г.), Вячеслав (р. 3 марта 1911 г.) и Владимир (р. 1 марта 1917 г.). Большая семья священника жила в небольшом кирпичном доме за монастырской оградой, пристроенном к причтовому дому Троекуровского женского монастыря на живописном берегу реки Красивой Мечи. Основным источником пропитания для Архангельских стала земля, в работе на которой принимали участие все старшие дети. По словам Варвары Тихоновны, семья Архангельских жила с большими трудностями. "Жили в основном хлебопашеством, сеяли рожь, овес, гречку, сажали картошку, капусту. Поля обрабатывали сами - папа и старшие братья, а мы были все помощники. Было у нас две коровы, лошадь и птица". Несмотря на тяжелый каждодневный труд и наличие домашней скотины, семья отца Тихона жила бедно, особенно тяжело пришлось в голодные 1918-1922 гг.: "...зимами голодали сильней, летом-то зелени всякой добавлялось в меню. Помню, варили суп чаще из зелени или с добавкой крапивы, зеленой ботвы разной - свекольной, картофельной, и даже листьев липовых с дерева; вдобавок некоторые травы сырыми ели". Хиония Ивановна запомнилась детям как очень трудолюбивая, религиозная женщина, строгая по отношению к детям в вопросах воспитания. Матушка Хиония растила детей в духе благочестия и воздержанности, требовала от них послушания и порой наказывала за мелкие проступки и детские шалости - купание в речке без разрешения, разговоры в храме во время службы или после молитвы на трапезе и т. д. В свою очередь, о. Тихон сам подавал детям пример добросовестного и ревностного служения в качестве пастыря для многочисленных прихожан, монахинь и послушниц Троекуровского женского монастыря. Дети мало видели его дома - ежедневные и долгие монастырские службы, большой круг обязанностей настоятеля Владимирского собора и законоучителя в церковно-приходской и земской школах, следственные обязанности по духовно-судебному ведомству, помощь благочинному поглощали большую часть дня батюшки. А ведь ещё была тяжелая работа в домашнем хозяйстве - там, где требовалась мужская сила. По ночам же дети часто становились свидетелями долгих ночных молитвенных бдений родителя в красном углу. Когда же отдыхал отец Тихон, внешне не производивший впечатления крепкого и сильного телом человека, не знал никто. Приветливый и отзывчивый на людское горе, он "всегда мог утешить пришедшего к нему с бедой человека. Отец Тихон был человеком решительным и твёрдым, и в его присутствии невозможно было выразиться грубо или непотребно - он всегда в этих случаях останавливал и делал замечание. При всем том он был немногословен и сдержан". Голодные послереволюционные годы только усложнили и без того тяжёлую жизнь троекуровского батюшки. К этому добавились проблемы, связанные с враждебным отношением к церкви и её служителям со стороны советской власти. Первая волна красного террора унесла тысячи безвинных жизней православных священно- и церковнослужителей. Многие, пережившие Гражданскую войну, пали перед соблазном обновленчества. Советская власть, видевшая в обновленческом движении реальный шанс подчинить своим целям деятельность Русской Православной Церкви, всячески подталкивала духовенство в "объятия высшего церковного управления" - официального руководящего органа обновленчества, так называемой "живой церкви". Любопытны в этом отношении анкеты, которые были вынуждены заполнить в 1922 г. все священнослужители, в том числе и Тихон Иоаннович Архангельский. После 9 вопросов биографического характера в подобном анкетном листе следовало 5 вопросов, из которых можно было сделать чёткий вывод об отношении "служителя культа" к новой власти и обновленческому движению, его политической ориентации. Так, на вопрос "Ваше отношение к советской власти?" отец Тихон ответил кратко, но исчерпывающе: "Подчиняюсь". Относительно проектов обновленчества по реформированию Русской Православной Церкви священник высказал свое решительное несогласие с проектами двоебрачия духовенства и уничтожения монашества. Высказанная в анкетном листе позиция Тихона Ивановича Архангельского в ключевых вопросах взаимоотношения богоборческого государства и Православной Церкви стала началом крестного пути священномученика. Семья о. Тихона как "вредного элемента" и "лишенца" облагалась повышенным налогом. В 1925 г. у Архангельских была конфискована одна из двух коров, ещё через четыре года священника и вовсе раскулачили, отобрали дом, практически всё, что было в доме, и оставшуюся домашнюю живность. Самого батюшку за эти годы несколько раз арестовывали. По воспоминаниям дочерей, он "сидел под арестом больной и простуженный по нескольку суток, приходил домой весь измождённый". Не дожидаясь официального закрытия Троекуровского монастыря, последовавшего в 1930 г., ещё в январе или феврале 1929 г., когда жить в Троекурове стало уже невозможно, а угроза нового ареста повисла над о. Тихоном и его семьёй дамокловым мечом, семья Архангельских покинула родное село. К тому же был закрыт Владимирский собор монастыря, и о. Тихону всё равно пришлось бы искать новое место служения. Затемно, на санях, предложенных кем-то из сельчан, хорошо относившихся к священнику и его семье, Архангельские переехали в Лебедянь к знакомым - Чухровым. Весной семья перебралась в принадлежавший ранее Сорокину большой каменный дом на берегу Дона с большим двором и садом. По словам Елены Тихоновны Архангельской, год в этом доме прожили "как в сказке". Отец Тихон служил на приходе в каком-то селе в трёх километрах от Лебедяни - это или Волотово, или Черепянь, Старое Ракитино или Новое Ракитино. Осенью уехал в Москву Вячеслав Тихонович и забрал с собой сестёр Веру и Варвару, а также младшего братишку - Володю. С Тихоном Иоанновичем и Хионией Ивановной осталась только Елена, разделившая с родителями тяготы скитаний в эти годы... Продолжение - Тихон и Хиония Архангельские. Патриаршее.
При описании использовались: "Жизнеописание священномученика Тихона и исповедницы Хионии Архангельских" из книги А.Ю. Клокова и А.А. Найдёнова "Жизнеописание затворника Илариона и история Троекуровской обители", 2008.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: