12 июня 1812 года французские войска начали войну с Россией. В первой отечественной войне помимо русских участвовали украинцы, белорусы, татары, калмыки, и конечно же, башкиры. Как бы хорошо или плохо не относилось российское государство к своим народам, но защищать свою родину поднялись многие народы, поэтому башкиры, пройдя почти всю Европу, на парижских елисейских полях пасли своих лошадей, играли на курае и кубызе.
Когда возникла угроза вторжения французов в Россию, были предприняты попытки организации дополнительных полков из народа. В 1811 году в апреле месяце оренбургский губернатор Григорий Волконский отдал приказ организовать 2 башкирских полка, 2 казачьих оренбургских и 2 казачьих уральских.
При вторжении Наполеона в Россию император Александр I издал манифест, обращенный к народам России. Этот манифест звал народы на защиту родины и зачитывался в церквях, мечетях, сельских сходах. В этот время представители башкирского народа тоже изъявили желание идти воевать с французами. В 1818 году русский композитор Сергей Глинка так писал: «Не только стародавние сыны России, но и народы кочующие – и те, наравне с природными россиянами, готовы были умереть за землю русскую. Мордва, тентяри, мещеряки, черемисы ревностно и охотно шли на службу: башкирцы сами собой вызывались и спрашивали у правительства, не нужны ли их полки».
В 1812 году во многих уездах не родился хлеб, но несмотря на голод и нищету башкиры и казаки шли на войну в своем обмундировании и со своим оружием. В это же время не было дезертиров.
В июне-октябре 1812 года было организованно 18 конных башкирских полков, а в конце 1812 – начале 1813 года было организованно ещё 8 полков. И всего было организованно 28 башкирских конных полков. Каждый башкирский уезд или пантон дал по одному полку. В то время деревня Даутово относилась к екатеринбургскому уезду, и полный адрес деревни Даутово звучал так: Сибирская дорога Екатеринбургский уезд Исетская провинция, Терсякская волость II военный кантон. Из деревни Даутово на фронт в начале 1813 года в составе 20 башкирского конного полка ушли 5 человек. Этих пятерых конников собирала вся деревня Даутово, так как на фронт надо было выезжать в своем обмундировании, со своим оружием, провизией и запасной лошадью. Народ деревни Даутово и в то время не был богат, да и населения было всего 75-80 человек (мужского пола – 20, женского пола – 25, детей - 30). Башкиры из деревни Даутово попали в 20-ый башкирский конный полк в начале 1813 года. Конный полк состоял из 500 солдат, а командирский состав насчитывал 30 человек (два полковых командира – один башкир, другой русский офицер, 1 старшина, 5 ясаулов, 5 сотников, 5 хорунжиев, один мулла, писарь, десять пятидесятников).
Башкирский народ всего 20000 человек направил, более 4000 скакунов. И что интересно вместе с мужьями и их жёны направлялись на войну с Наполеоном, а один башкир Абсалям Утяшев прибыл со всем своим семейством.
За всё это Российское военное командование направило благодарственное письмо всему башкирскому народу. После чего башкиры, в том числе и деревне Даутово, собрали 500000 рублей ассигнациями.
В память об этом башкиры сочинили песню Баик:
Ох, французов миллион, Царь у них – Наполеон, Подошел уже к столице, На её пороге он
Ой, Ой, Ой, Ой Ой, какой француз герой. Ой, Ой, Ой, Ой С нашей кончил он страной.
Ухмыляется в лицо, Ногу поднял на крыльцо. Азаматы, словно львы: Быть врагу без головы! Свет в глазах у львов лучится, Повидали много львы.
Нужно честно сказать что русских полков было собранно 80000 человек, а башкирских 14000 человек. Это говорит о большом героизме нашего народа, о его бескорыстной преданности Российскому государству.
В это же время 12 тысяч башкир охраняло рубежи России на границе. Французов было больше в 2 раза 180000 человек.
Главным оружием башкирских конников был – кистень, меч, стрелы – лук, а ружье и пистолет были лишь у некоторых. У некоторых были кольчуги, которые надевали перед боем. Кольчуга защищала от кистеня, от пули издалека. Через несколько лет после войны учитель Уфимской семинарии попробовал надеть кольчугу Янтуры–батыра, но смог сделать это с большим трудом, так как весила она очень много. А ведь в ней надо было ещё и воевать. Парадно–выходная одежда башкир была свободная, но в основном – белый кафтан, широкие с лампасами красные штаны, на голове остроконечная войлочная шапка, на ногах сапоги из конской кожи, ремень портупея с мечом, патронами. Янтура-батыр рассказывал: «Когда мы получали указ по коням мы надевали кольчугу, поверх одевали синий кафтан, белый колпак на голову, за спину стрелы-лук, на поясницу меч, кистень в руку и скакали на полном ходу в указанную сторону».
Башкиры во время ведения военных действий против французов использовали свою башкирскую тактику, которую потом использовал генерал Жуков в Великую Отечественную войну. Например начав бой с отдельным отрядом неприятеля начинали сразу отступать назад на всём скаку, неприятель начинал преследовать и заманив французов в укромное место башкиры резко перестраивались, окружали врагов, за 40 шагов до неприятеля стреляли из лука 4 стрелы,(две во рту и две в руке). Туча летящих стрел повреждала ровный строй французов. Стрела за 15 саженей (30 метров) насквозь проходила не только человека, но и лошадь.
После обстрела стрелами башкиры на полном скаку добивали врага кистенем, мечём. Добив врага башкиры уходили глубоко в тыл и нападали на следующий отряд, но с другого фланга врага, где башкир ни кто и не ждал. Неожиданность нападения была основной методикой нападения.
Во время нападения башкиры истошно кричали и визжали, что подрывало боевой дух французов, действуя психологически устрашающе.
Таким образом наши соотечественники спасли не один русский полк от неминуемой смерти, а смертность среди башкир была очень низкая.
После очередной башкирской вылазки, где наши земляки показали героизм и стойкость генерал русский армии Михаил Илларионович Кутузов вызвал командира башкирского полка Кахыма и не сдерживая своих чувств сказал ему: «Любезные мои башкиры, молодцы вы». Когда однополчане по возвращению Кахыма полковника спросили, что сказал тому Кутузов, он затрудняясь в русской речи так передал слова Кутузова «Любезники, любизар, маладис, маладис».
С тех пор у нашего народа появилась песня «Любизар»:
Уходили на войну, Покидали мать, жену. А как с битвы возвратились – Слава нам на всю страну.
Любезники, любизар, Маладис, маладис.
Под Москвою враг стоял И в Москву пожаловал. Мы его потом прижали – В чисто поле побежал.
Зря решил Наполеон На Руси воздвигнуть трон, Зря в Москву он заявился: Был умен, теперь учён.
Враг Россию взять не смог, Получил он здесь урок: Русский и башкир прижали – Побежали, не чуя ног.
И в Москве бывали мы, И Париж видали мы, И захватчика француза Хорошо бивали мы.
Улицы булыжные У французов – здорово! Эх, навоевал француз На свою же голову.
Наполеоновский генерал Марбо за меткую стрельбу башкир прозвал их «северными амурами». Так и закрепилось за нашим народом «Северные амуры». 1-ый башкирский полк участвовал во взятии Берлина, а 4-ый башкирский, 2-ой мишарский брали крепость Глогау, 5-ый 9-ый и 11-ый башкирские полки осадили и взяли Лейпциг.
Сейчас возле города Лейпцига стоит памятник русским войскам, где указанны номера башкирских полков.
За этот бой многие башкиры были награждены орденами: старшина 9-ого полка Котлогилде Имемголов, рядовой 14-ого полка Насыр Абдулин, Абдулла Сураголов.
Во время взятия Дрездена рядовой Янтура воевал вместе со своей женой. «Когда на нас напали французы, - вспоминал Янтура, - мы быстро вскочили на коней и бросились в бой с кистенями. Мой конь ничего не боялся и мы с криками набросились на французов. Я засадил кистень в одного француза и пока его вытаскивал из него, взади меня кто-то ударил по голове. Когда очнулся, то увидел, что половина моих товарищей изрублены, остальные связанны и я в том числе. Моей бабы со мной не было, ну вот и её убили, подумал я. Через полтора часа нас окружили донские казаки и вырвали из рук французов. А среди донских казаков моя баба скачет. Оказывается, она сразу поскакала за помощью, так как силы были явно не равны. И за это мою Асылбикю наградили медалью».
Башкиры и казаки помогли изгнать французов из Гамбурга, Эрфурта, Веймара и Франкфурта на Майне.
В 1814 году в Германии учёный, поэт Гёте получил в подарок от башкирского старшины лук и стрелы, которые сейчас хранятся в музее Берлина.
В марте 1814 года российские войска подошли к Парижу. И вот вокруг Парижа высокие стены, а в них отверстия для ружей. Против ружей ружья сказал башкирский полковник Кахым и пропустил русских с ружьями вперед к стене.
Русские один день, одну ночь, второй день стреляют и ничего сделать не могут. Тогда башкиры начали стрелять из луков и тучи стрел полетели на ту сторону стены и поражали французов. Французы начали сбегать со стены. И тогда Гариф – батыр из племени кубяляк-теляу перелез через стену, подошел к входным воротам и увидел большой замок. Гариф не растерялся и своим мечом разрубил замок, открыл ворота и впустил наших.
Даже Вальтер Скотт, прославленный английский писатель, посетивший в те дни Париж отдал дань башкирам описав их с луками и стрелами. А декабрист и поэт Петр Кудряшов не смог сдержать своих теплых чувств к башкирам и написал:
«Друзья! Гордитесь: целый мир Узнает, сколь могуч Башкир!»
Первая Отечественная война осталась в памяти нашего славного башкирского народа в его песнях, легендах, эпосе. Так наш народ сочинил песню о своем полковнике Кахым туре и сейчас из поколения в поколение передают о том, как пасли своих коней на Елисейских полях вместе с другими башкирами, о том, как протяжный башкирский курай звучал над парижскими улицами, как парижские девушки как завороженные слушали этот чудесный божественный инструмент и вспоминали башкиры, сидя на парижской травке, своего полковника Кахыма, который погиб в 36 лет.
Дорогие мои земляки, народ, который забывает свою историю, исчезает с лица земли, а даутовским башкирам есть чем гордится и передавать своим потомкам. Эти пять человек из терсякской волости деревни Даутово не струсили, не сдались, не повернули назад, а выполнили свой долг и вернулись домой, привезли трофеи – французские платки для своих жен и французские монеты для башкирских украшений.
Сегодня этих людей нет, но память о них живет, поэтому воздадим должное им, посвятим молитву им.
****
По этническому происхождению сальюты – это монголы. Среднее монгольское племя салджиутов Алан-Гоа, по сведениям арабского путешественника Рашида ат-Дина, отделилась от соплеменников. Было оно воинствующим племенем. Пришло оно со стороны Алтая и подверглось тюркизации. Слово «сальют» происходит от монгольского слова «салджиут» и говор сальзегудский у башкордов-сальютов.
Сальюты этнически тесно связаны с башкирами-сынрянцами (хенрян ырыу), терсяками (терхяк ырыу) и бакатинцами (бакатин ырыу). Это мелкие племена, входящие в состав рода сальютов. Различие между ними в произношении, лексической грамматике, культуре, психике. Сынрянцы, терсяки, бакатинцы считаются остатками прежних больших родов.
Тамга (тюркск.) - знак собственности, которым в родовых обществах отмечали принадлежащее роду (напр., скот) или производящееся членами рода (напр., керамика, ковры и т.п.); впоследствии - знак семейной и личной собственности. В древней Руси - таможенная пошлина, взимавшаяся при наложении специального клейма на товар. Тамга (тамга - башк.) - метка, клеймо, тавро. Тамга терсяков имела следующий вид:
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: