Километровый столб. Похоже, что таких на старой дороге уже не осталось. На нем, по-видимому ИКО "Карелия", были сделаны пометки с направлениями и указанием расстояний - до Валкъярви и до Виипури
Описание тайника изменено 15 апреля 2019 г! Не пользуйтесь старыми распечатками!
Первая железная дорога, прошедшая по Карельскому перешейку и соединившая Петербург с Виипури (Выборгом) и Виипури с Гельсингфорсом (Хельсинки), была открыта для движения поездов 11 сентября 1870 года. К концу 1893 года построили ещё и ветку от Выборга к Сердоболю (Сортавале) - через деревню Антреа (ныне город Каменногорск). В начале XX века были начаты работы по строительству Кексгольмской дороги. Движение по всей линии Хиитола - Раасули (Орехово) и дальше на Петроград было открыто в 1919 году, но события Гражданской войны, в частности бои на станции Рауту (Сосново) вынудили финские власти разобрать железнодорожные пути к северу от советской границы.
После окончания Гражданской войны возникла идея о строительстве новой железной дороги в глубь Карельского перешейка - от Виипури через волость Эюряпяя (Барышево), Пуннус (Красноозёрное) и Валкъярви (Мичуринское) до Ладоги. В 1919 году, на сессии Финского парламента, депутаты одобрили предложение о строительстве этой дороги и выделении необходимых для этого средств. Дорога была нужна по нескольким причинам: Во-первых, железные дороги позволяют оперативно перемещать большие воинские группировки, технику и оружие. Новая ветка как раз должна была пройти по приграничному с СССР району. Во-вторых, предполагалось, что эта ветка будет способствовать увеличению сельскохозяйственных и лесопромышленных перевозок: по берегам Вуоксы располагалось много крестьянских хозяйств и лесопильных заводов. В-третьих, Гражданская война в Финляндии породила безработицу и нищету, а широкомасштабное строительство дало местному населению стабильные заработки и укрепило экономику края.
К 1921 году Комитет путей сообщения подготовил проект строительства железной дороги от Виипури к побережью Ладожского озера с прохождением через Вуоксу у порога Паакколанкоски (ныне Шлюз Гремучий). Для крестьян деревни Пуннус это было особенно радостным событием - ведь одна из станций (как раз под названием Пуннус) должна была находиться в 6 км к северо-востоку. Ещё удобнее было бы добираться до станции Корпиоя, которую планировалось построить юго-западнее, - к ней вела бы отличная шоссейная дорога. В 1929 году были готовы ближайшие к деревне Пуннус станционные вокзалы Пуннус и Корпиоя. И вот, почти 80 лет назад, по территории нынешних Красноозёрного и Мичуринского сельских поселений, пошли первые пассажирские и грузовые поезда. Произошло это 1 января 1930. Но поработала дорога недолго - 13 июня 1944 ушёл последний поезд из Валкъярви. В дальнейшем поезда уже не могли туда пробиться, и конечной станцией стала Корпиоя. 17 июня и с неё ушёл последний эшелон и вскоре станция была занята советскими войсками. Ещё в 1936 году на депутатами Сейма рассматривался проект строительства ветки и от Валкъярви (Мичуринское) до Рауту (Сосново). Но конце 1939 года началась Зимняя война, Карельский перешеек вошел в состав СССР (в период с1940 по 1941 год) и работа над проектом была прервана. Дорогу пытался построить и Советский Союз, но летом 1941 года начинается новая война. Так что эту часть дороги не удалось построить ни тем, ни другим. В ходе войны железнодорожное полотно было разрушено, потом, по разным сведениям, то ли разобрано, то ли разворовано, и больше железнодорожное движение здесь не восстанавливалось. От станционных зданий остались лишь фундаменты, да и те постепенно разрушаются дождями, морозами и выросшими внутри них деревьями. На некоторых участках старая насыпь приспособлена под автомобильные дороги. Сегодня действует лишь часть железной дороги, проходившей от Виипури до Валкъярви, всего 6 станций: Лииматта (Лазоревка), Кархуусуо (Светлое), Перо (Перово), Пилппула (Осиновка), Хейнйоки (Вещево) и Ристсеппяля (Житково). Последнее время поезда до Житково не ходят, и полноценно работает лишь участок от Выборга до Вещево.
***** Тайник посвящен небольшому участку старой дороги недалеко от села Красноозёрное. Когда-то, примерно здесь, находилась деревня Пуннус. Название поселения появилось предположительно во второй половине XVI века. Согласно народному преданию, оно происходит от имени шведского военачальника Понтуса де ла Гарди, воевавшего с Россией в 80-х годах XVI века. Основная часть деревни находилась у озера Пуннусъярви. Когда Карельский перешеек отошел к СССР и началось массовое переименование старых финских поселений, деревне было придумано новое имя - "Красноозерная". Возможно это получилось путем неточного перевода слова "punnus" ("гиря"), появившегося от преобразования имени "Pontus", которое оказалось созвучным финскому слову "puna" - "красное". Недавно в северной части посёлка, на холме, закончили строительство красивой деревянной церкови. Строили её относительно долго - первая церковь, ещё недостроенная, сгорела практически до тла в 2005 году.
Недалеко от деревни Пуннус находились две станции железной дороги - Пуннус (Punnus) и Корпиоя (Korpioja). Если взять старые финские карты, то на них эти две станции расположены по-разному! На некоторых порядок стаций такой: Валкъярви - Корпиоя - Пуннус, а на других Валкъярви - Пуннус - Корпиоя. В книге «Карельский перешеек», ч. 7 (один из авторов которой Е.А. Балашов), приведена карта, на которой, если смотреть от Валкъярви, сначала идет Корпиоя, а потом Пуннус. А на известном сайте www.around.spb.ru есть карта Ленинградcкой области 1942г. Генерального штаба Красной Армии, на которой сначала Пуннус, а потом Корпиоя. Финские карты 1934-39 гг. тоже не вносят ясности: станции перепутаны на картах масштабов 1:20000 и 1:100000. Есть версия, что станция Корпиоя названа по одноименному ручью. Недалеко от одной из станции ручей есть, но ниже по течению он называется Лахденпохьяоя. У другой станции ручья нет вообще. Если исходить из этого предположения, то получается сначала должна быть станция Пуннус, а потом Корпиоя. В некоторых источниках сказано, что станция Корпиоя находилась на территории волости Валкъярви, а станция Пуннус, расположенная на этой же ветке северо-западнее, относилась к волости Муолаа. Однако на карте, размещённой на сайте, посвященном бывшей волости Муолаа (muolaa.com), сначала обозначен Пуннус, а потом Корпиоя. Есть вариант, что название Korpioja происходит от слова «korpi»-«дремучий лес, глушь» и это она расположена в лесу, тогда как от другой станции к Красноозерному (быв. Пуннус) идет хорошая дорога. Тогда - сначала Корпиоя, а потом Пуннус. На карте, составленной по материалам ИКО «Карелия» расположение станций именно такое - сначала указана станция Корпиоя, а потом Пуннус. Вы еще не запутались? :) Ну, как бы эти две станции не располагались, а между ими отлично сохранилась крепкая, неразмытая ни дождями, ни весенними ручьями насыпь, вполне пригодная для движения на автомобиле. Для пропуска постоянных и временных потоков под насыпями железной и автомобильной дорог было сделано несколько однотипных мостиков простой, но очень надёжной конструкции из гранитных глыб. Большая часть мостиков сохранилась.
***** Маршрут тайника предназначен в первую очередь для велосипедистов. Именно велокешеры, как мне кажется, получат наибольшее удовольствие от маршрута. На велосипедах в эти места мы приезжали от станции Лосево, а возвращались через Сосново, но это на ваше усмотрение.
Ко всем точкам можно подъехать и на автомобиле. При закладке тайника весь маршрут был пройден по кратчайшему пути на ВАЗ 2112. В дождливую пору одна-две дороги могут оказаться непроходимыми для недопривода, что несколько удлинит маршрут.
Маршрут могут пройти и пешекешеры. Ближайшее место, куда можно добраться общественным транспортом, это Красноозерное. Сюда ходят автобусы маршрута №897 (из Петербурга через ст.м.Парнас, Мичуринское. Расписание на весну было 8.00, 10.50, 14.10, 17.10 (пт,вых), 20.40 [6.10, 11.00, 14.00, 17.00, 20.30 (пт,вых)]) и №645 от Сосново ( 5.20 (кр.вс), 11.50, 15.45 [7.05 (кр.вс, заезд: Бережок), 13.25, 17.15]). Однако надо учесть, что пеший маршрут от Красноозёрного составит минимум 20-22 км. По пути маршрута будут места для привала. Есть, где заночевать с палаткой. Можно так же снять комнату или домик на охотничье-рыболовной базе "Холодный Ручей". Попутно с точками тайника можно посмотреть и другие места. Да и лес здесь грибной.
При составлении описания использованы материалы с сайтов: - Основная информация с сайта http://kannas.nm.ru, Историко-краеведческого объединения "Карелия" (председатель Балашов Е.А.) - «Карельский перешеек», Часть 7. Центральный сектор. Санкт-Петербург, 2005 - http://around.spb.ru Также использована информация из статьи Андрея Дмитриева "Забытая железная дорога", опубликованная в газете "Красная Звезда" от 27 декабря 2005 года и доступная по адресу http://perecheek.narod.ru/zdoroga.html
В фотографиях на странице тайника приведены фрагменты карт: 1. Карта с сайта http://muolaa.com/tiekartta.htm 2. "Схема исторических и культурных памятников." "Karjalan kannas. Historian ja kylttuurin muistomerkkej:a." (с) Lakko Star Corp, составитель ИКО "Карелия" с сайта www.around.spb.ru (http://www.aroundspb.ru/maps/kanhist/kanhist.php) 3. Карта Ленинградcкой области. 1942г. Генеральный штаб Красной Армии. Масштаб 1:200000 с сайта www.around.spb.ru (http://www.aroundspb.ru/maps/lo1942/leipyasuo.gif) 4. Карта Карельского Перешейка 1938-1993г. (s) AS "Karjalan kannas. Historia ja nykyaika. 1938-1993." (с) ЗАО "Карта", историческая информация - ИКО "Карелия" с сайта www.around.spb.ru (http://www.aroundspb.ru/maps/kannas/kannas.php)
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: