Известное с середины XVI века село Вавчуга по второй половине 17 века переходит от своих старых владельцев Поповых к холмогоскому посадскому человеку, потомку выходцев из Новгорода – Андрею Баженину. По одной из версий он получил село в приданое за женой, по другой купил его за 300 рублей. Были здесь и рыбные ловли и пахотные и сенокосные земли, были и мельничные пруды. От них тот и пошла вскоре слава Вавчуги. Сыновья Андрея Баженина Осип и Федор ставят в 1680 году на месте мукомольных мельниц невиданную в этих краях «водиную пильную мельницу», на которой круглый лес «растирали» на доски. «Пильная мельница» принесла Бажениным не только доходы, но и репутацию умелях и предприимчивых людей, так высоко ценившихся в эпоху петровских реформ. Современников удивляло, что предприятие построенное на уровне «заморских образцов», создано усилиями русских умельцев. Дважды Петр I бывал в Вавчуге беседуя с братьями «с очи на очи». О чем шли беседы неизвестно, но уже в 1693 г. после первого же визита царя, Баженины приезжали в Соломбалу, где присматривались к секретам корабельного дела. В ответ на просьбу разрешить им строительство кораблей «против заморского образца» Баженины получили в 1700 г. жалованную грамоту, ставившую их в исключительное положение, которое можно сравнить разве что с положением знаменитых Строгановых или Демидовых. Грамота разрешала им не только строительство и вооружение кораблей, не только беспошлинный ввоз материалов, но и бесконтрольный свободный наем работников. Любопытно, что грамота запрещала избирать Бажениных на выборные должности, дабы не отвлекать от основного государева дела – строительства торговых судов. Уже в 1702 г. в присутствии самого Петра I здесь были спущены на воду два первых фрегата: «Курьер» и «Святой дух», построенные по государственному заказу. А в следующем году Баженины отправили за границу первый собственный корабль с товарами. Так родилось это частное судостроительное предприятие, действовавшее до 1783 года, на котором было построено сто двадцать судов. Поблизости раньше находились дочерние предприятия вавчужской верфи – канатный и парусный завод. Рядом гремели молоты нескольких кузниц. Сама же верфь располагалась дальше за плотиной, у просторных песчаных отмелей, где каким то чудом сохранились остатки могучих лиственичных свай. Возле дома Бажениных стоит наковальня, на которой по одной из версий ковал сам Петр I . А в расположенном поблизости Вавчугском озеро есть искуственный остров – Сахарная головка, якобы насыпанный по указу Петра, для того чтобы государь мог спокойно пить чай под открытым небом, а назойливых комаров сдувал бы разгулявшийся над озером ветерок.
Очень красивые места. Если удастся договориться с местными "лодковладельцами" и поплавать по Вавчужскому озеру, обязательно побывайте на Сахарной головке, правда посаженных Петром кедров уже не осталось, но тем не менее красиво очень !!! Любители off road-а получат немало удовльствия при попытке добраться к этой деревне на машине. Есть несколько разных маршрутов, каждый из них хорош по своему. Рыбаки тоже останутся довольны, рыба буквально всюду и в протекающей поблизости Двине (если иметь соответствующие навыки и немного везения то это может быть стерлядь с семгой ) и в многочисленных озерах расположенных поблизости.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: