Посещение Московского Кремля не обходиться без обозрения чуда артиллерии Царь-пушки. Кто-то относится к ней как к воплощению мощи, кто-то как к декоративному курьезу. Только тщательное обследование канала ствола, произведенное не так давно сотрудниками Артиллерийской академии, дало основание полагать, что пушка все же стреляла, хотя бы один раз. Это позволило занести ее в книгу рекордов Гиннесса. Так по каким же критериям следует оценивать артиллерийские орудия, действительно предназначенные для военных действий, и какие из них стоит считать непревзойденными? Огромный калибр царь пушки – свидетельство нашего стремления быть впереди планеты всей. Но в артиллерии себя показали другие любители гигантских достижений в технике – немцы. Их артиллерийское орудие, знакомое нам по короткому имени «Дора» многие считают «самым-самым» в мире артиллерии. Однако, подойдем к этому вопросу с немецкой педантичностью и разберемся, что же в этой «Доре» такого непревзойденного. Да калибр, внушительный – 800 мм, однако вышеупомянутая Царь пушка Чохова была калибра 890 мм, а турки еще в XV в обстреливали Константинополь из бомбарды калибром 1066 мм. Может дальнобойность «Доры» внушает «шок и трепет»? По разным данным она достигала от 24 до 45 км. Но и здесь стоит вспомнить, что еще в Первую мировую те же немцы обстреливали Париж с дистанции 122 км из орудия «Кайзер Вильгельм». А после Второй мировой войны уже американцы заткнули всех за пояс с помощью пушки «Проекта больших высот», послав снаряд весом 84 кг на дистанцию в 180 км. Так что единственное в чем «Дору» не переплюнули конкуренты - это в массивности. 1344 т в полном сборе – все-таки это махина. Самый крупный снаряд весил более 7 т и имел длину 2,5 м. Длина ствола 32 м, длина всей пушки 50м. Доставлялась эта железнодорожная пушка к месту применения пятью состава (это примерно сто вагонов) и обслуживали ее более 4 тыс человек(в последнее время все муссируют легенду даже о мобильном публичном доме при этом гарнизоне) . Немцы считали, что снаряды этого орудия могут пробивать стальную плиту толщиной до 1 м и железобетон толщиной до 7 м. О немецких планах применения подобных пушек ходит несколько версий. Их хотели испытать во время взятия французской линии «Мажино» в 1940 году, но французы там и так долго не сопротивлялись. Гитлер хотел достать ее снарядами английский Гибралтар, но были политические проблемы (получение разрешения Франко) и технические (разница в ширине ж.д. колеи). Немцы таскали «Дору» к осажденному Ленинграду и якобы намеревались использовать для подавления варшавского восстания. Но реально эта пушка стреляла только по Севастополю. Для размещения этого монстра на позиции необходима двухпутная ж.д. кривая (ствол не мог вращаться горизонтально и прицеливание производили перемещая по этой кривой платформу с пушкой локомотивами). Значит где –то специально под прицел строилась такая двухпутная кривая. Это серьезное инженерное сооружение в окрестностях Севастополя не могло исчезнуть бесследно, и мы решили отыскать его во чтобы то не стало. Как оказалось, не только нас терзали подобные планы. Это выяснилось при изучении материалов. Выяснилось, что орудие произвело всего 48 выстрелов (Манштейн утверждал, что 80) и большого эффекта не произвело. Из-за небольшой точности стрельбы, (по некоторым данным для корректировки применялся даже аэростат) бетонобойность снарядов не пригодилось. Правда немцы утверждали, что уничтожили подземный арсенал, пробив известняк и бетон чуть ли не на глубине 20 м. Но как всегда на войне в отчетах многое преувеличивалось, даже у немцев По советским данным этот факт не подтвердился. Признавалось, правда, что взорвалось несколько ящиков с боеприпасами складированными под открытым небом. При доставке «Доры» в Крым в апреле 1942 немцам удалось соблюсти секретность. Пока готовились позиции, эшелоны с оборудованием стояли под Джанкоем (где то в районе ст. Янтарная). Это на случай успеха советских войск на Керченском полуострове, чтобы можно было быстро смыться их Крыма. Позицию для «Доры» с самолета выбирал сам командир подразделения тяжелой артиллерии сам генерал Г. Цукерорт. Наиболее подходящим представлялся небольшой мергелевый холм в 2 км по ж.д. ветке от Бахчисарая к Севастополю. Было решено выемкой прорезать этот холм, обеспечив одновременно и защиту и маскировку орудия, одновременно выверив кривую в направлении севастопольских целей. Это решение было довольно рискованным, поскольку эти позиции были в все-таки в зоне досягаемости орудий советских 30-й и 35-й батареи (по расчетам они могли бить даже до нынешнего Почтового. Осторожный Манштейн именно по этим соображениям устроил свой штаб подальше от Севастополя в Сарабузе (ныне пгт Гвардейское). Да и авиация могла серьезно навредить суперорудию. За три недели саперы, гражданская организация «Тодт» и местное население вырыли нужную выемку. Специальные подразделения уложили рельсы, был построен сортировочный железнодорожный парк, организована охрана с собаками, маскировка и защита от возможного нападения с воздуха зенитным подразделением. Целое подразделение обеспечивали в случае необходимости дымовую защиту. Само орудие было смонтировано за 54 часа. Многие современные исследователи сокрушаются, что наши прошляпили «Дору». Майор Александер командир 30 батареи (см. тайник «Батарея Александера»), сообщал о падении огромных снарядов. Были и другие источники, но командование не желало лишних слухов и паники, поэтому пресекало такую информацию «на корню». Это привело к тому, что даже после войны появились утверждения, что «Дора» в Крыму не была – это пропагандистская выдумка немцев. Оказывается, стрельба и позиции «Доры» все же фиксировалась крымскими партизанами. Однако даже достоверно полученная информация бывает полезна, если ее правильно воспримут и используют. Уже после войны, работая в партизанских архивах, исследователи обнаружили донесения партизанских разведчиков отряда Северского (подробнее о Северском в описании тайника «Марусин поворот») о фиксации взрывов южнее Бахчисарая. Сопоставление времени «взрывов» с немецкой хронометрией стрельбы «Доры» свидетельствовало, что это одно и то же. Партизаны просто приняли выстрелы «Доры» за инженерные работы. А если бы этим данным дали нужный ход, уязвимость «Доры» была бы серьезно проверена нашей авиацией и артиллерией. Впрочем, в печать уже после войны просочилось несколько воспоминаний о том, что летчики, видели вспышки от выстрелов «Доры», бомбили ее и даже повредили какой-то ее «энергопоезд»(кстати, для перемещения «Доры» использовались специальные тепловозы»). Но это все оказалось не более чем «воспоминаниями». (см. Давтян С.М. Пятая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 5-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. — М.: Воениздат, 1990.) Но вернемся к нашим поискам пресловутой выемки. Но за 60 лет многое могло измениться, разросся сам Бахчисарай, на «исторических» позициях вполне могли разместиться какой-нибудь микрорайон или предприятие, да и словесного описания места для его обнаружения было явно недостаточно. Помогли единомышленники( и частности мой незнакомый тезка Serafim из Инкермана.. Те кого, как и нас свербила идея обнаружить позиции «Доры». По опубликованным немецким схемам сектора обстрела удалось хотя бы приблизительно определить о каком месте идет речь. Насторожили и отличия в генштабовских картах нашего времени и картах послевоенных. На последних значилась искомая выемка с кривой, прорезавшая холм, а на свежих картах ее уже не отмечали. Но старая карта дала нам уже точные координаты. В отличие от кабинетных искателей, пытавшихся найти позиции по снимкам из космоса или путем монтажа карт, мы решили выехать на место и там получить «адреналиновую струю». Было решено взять все имеющиеся снимки «Доры» на ее позициях в 1942 г и попытаться по каким-то стабильным ориентирам найти это место. Выехав из центра Бахчисарая по дороге на Севастополь(южнее ж.д. ветки) мы, следуя по стрелке навигатора, вышли к гаражному кооперативу с крыши которого устремили свой взгляд на место, куда нам предстояло пройти. Действительно, на предполагаемых позициях можно было различить остатки холма и какие-то следы старых земляных работ. Однако были и другие более свежие следы. Полосы от работы бульдозеров довольно хорошо просматривались и проходили перпендикулярно выемке на старой карте. Травы там то же не было, поэтому мы усомнились, что рыли здесь немцы более 60 лет назад. И если северный склон выемки еще можно было определить, то склон, обращенный к ныне действующей ж.д. ветке почти отсутствовал. Адреналина мы не почувствовали. То есть был один момент, когда неизвестно откуда появилась треснутая немецкая каска. Но и это не придало уверенности. Трудно было узнать это место. Но и утверждать, что это не оно, также было нельзя. Покрутив в руках фотоснимки мы не нашли сходства. Но контейнер все же заложили и, вернувшись домой, засели за поиски новых свидетельств. И вот оно! Новый снимок строительства выемки для «Доры» в 1942 позволял разглядеть на горизонте два уступа Внешней гряды Крымских гор. И наша панорама с остатком левого склона выемки также запечатлела эти уступы (потом Вы поймете, почему мы так подробно все расписываем). Адреналин (хоть и не струей) все же стал поступать из надпочечников. Теперь осталось выяснить, кто разворотил немецкую выемку. В источниках упоминалось, что после эвакуации орудия из Крыма, немцы замели все следы. Но не до такой же степени! Тем более, послевоенная карта выемку фиксировала. Осмелимся высказать версию о том, что позиции «Доры» и не так давно были разработаны объединением «Бахчисарайский цемент», которое использовала южную часть мергелевого холма как сырье для изготовления своего знаменитого строительного материала. Теперь мы предлагаем геокешерам, перед взятием тайника захватить с собой фотоснимки 1942 года и попытаться найти эти ракурсы сегодня. Все что из подобных архивных фото мы нашли, будет выложено в фотоальбоме. А если кто и не сможет взять этот тайник, пусть размещает фотоснимки «Доры» или ее позиций в фотоальбоме тайника для новых экспедиций. Разгадка где-то близко и сообща найти будет гораздо быстрее. Заранее благодарим за помощь. P.S. Вот и ответ про недостающую половину віемки:"На бывшей позиции "Доры" велись серьезные земляные работы в конце 80-х - начале 90-х гг. Этот район был выделен под дачную застроку, да потом что-то не заладилась, хотя половину холма бульдозерами срыть таки успели. Выемка-укрытие существовала еще в 70-е гг, причем по словам местных аборигенов в ее склонах было вырыто несколько небольших помещений вроде пещер. Начальная часть "Дориной" ветки сохранилась по сей день (идет от станции Бахчисарай до склада где кончается тупиком)" Источник Дм. Стогний..http://forum.sevastopol.info/viewtopic.php?f=27&t=98955&start=25 Др.источники: 1. Севастопольский городской форум. Ветки: Снаряд для «Доры», «Дора» в осаде города. 2. Сайт «Вторая Мировая» Бегинин О. «807-мм железнодорожное орудие «Дора». 3. Статья под тем же названием но английском языке и другим автором Robert D Fritz «80cm K(E) railway gun» 4. Сайт «Авиаторы Второй мировой» «Удар по «Доре». 5. Башенные береговые батареи Севастополя. Электронный ресурс http://www.bellabs.ru/30-35/index.html 6. Филлипович А. «Дора перестала огрызаться» газета 7 Дней.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: