Так, с чего ж начать… Пожалуй, всё началось именно с этого тайника. Давным-давно, осенью, а может, даже и летом прошлого года, описание тайника этого попалось мне на глаза, в том контексте, что во времена далёкие, теперь почти былинные, тайник сей был признан «тайником мечты», а уж сам тайник был заложен настолько давно, что никто уже и вспомнить не мог, когда, можно сказать, на заре человечества. Но самое возмутительное в этой истории было то, что за всё это время никто из геокэшеров так его и не посетил. Меня столь удивительное место, конечно, очень заинтересовало, и захотелось всенепременно туда попасть. Тем более рядом, буквально на соседнем острове – не менее поразительное место, а тайник лежит на настоящем вулкане! Судя по всему, попасть туда можно только через Камчатку… Тогда я открыл карту мира aka Google Earth в районе Камчатки и прищурил глаза… На Камчатке, при ближайшем рассмотрении, оказалось СТОЛЬКО интересного, что сразу стало очевидно – мне совершенно необходимо туда! В те времена мне казалось, что попасть на Камчатку трудно, но товарищи на форуме объяснили, что это не просто просто, а очень просто – надо всего лишь купить авиабилет на сайте www.aeroflot.ru, что я и сделал. На острова решил попытаться попасть, при возможности, но никакой уверенности в этом не было, так как не имел точного представления, как добираться до Северо-Курильска, и сколько это будет стоить…
Таким образом я оказался на Камчатке, описание которой выходит далеко за рамки данного отчёта. Во вторник, 23 июня, прогуливаясь по уникально красивому городу Петропавловску-Камчатскому, захожу в один из портов, в котором стоит устрашающего вида здание бывшего Морского вокзала, подхожу к первому попавшемуся судну с загадочным названием «Гипанис», и интересуюсь у матросов на палубе, как можно попасть в Северо-Курильск. Мне отвечают, чтоб подождал до 8 вечера, тогда «придёт человек», и с ним нужно разговаривать… До меня не сразу, но доходит, что именно этот самый корабль и курсирует до Северо-Курильска, а из Петропавловска выходит как раз по вторникам. Вот это совпадение, как тут не поверить в судьбу… Понимаю, что теперь «на острие самурайского меча» побываю точно, ведь случайности, как известно, не случайны… Однако сегодня никуда отчаливать не собираюсь, к тому же, как выясняется, Курилы – это погранзона, и необходимо предварительно получить пропуск в погранслужбе, на его оформление требуется 10 рабочих дней, то есть 2 недели. Торопиться некуда...
13 июля, подобрав такой момент, что прошлый поход закончился ещё вчера, а следующий начинался только завтра, получаю готовый пропуск. Срок действия – до конца лета. Торопиться по-прежнему некуда…
Вот и август на дворе. Торопиться всё ещё некуда, но и тянуть уже нецелесообразно… Очередной поход успешно завершён. 4 августа – вторник – в этот день представляется возможность отбыть на Курилы, но по графику в этот день я собираюсь на рыбалку с камчатцами. Здесь необходимо отметить, что камчатцы – очень приветливые, добрые люди, в особенности те, кого можно встретить за городом, в походе. День на рыбалке стремительно подошёл к вечеру, но я всё же предпринял попытку успеть на теплоход, причём (почти) без суеты и паники – ведь, как известно, куда суждено успеть – туда невозможно опоздать. Аккурат в 10 вечера (время отправления по расписанию) я был на пристани. Судя по реакции персонала теплохода, нечасто пассажиры приходят в момент отплытия… Но в тот день у меня на самом деле не было ни шанса опоздать – «Гипанис» отчалил только через час, поскольку выход из бухты был закрыт до 11 вечера – на рейде проводили маневры военные. Место в двухместной каюте «Гипаниса», по состоянию на август 2009, стоило 3,5 тыр.
После почти 20-часового плавания через туман «Гипанис» пришёл в порт Северо-Курильска, где ещё около часа пришлось подождать, пока прибудут пограничники и проверят документы. Я уже было навострил лыжи прямиком на Эбеко, но неожиданно выяснилось, что вот прямо сейчас на Шумшу уходят две моторные лодки – туда отвозят смотрителя маяка на мысе Курбатова, прибывшего на «Гипанисе» вместе с нами с Камчатки, а оттуда забирают какую-то группу, то ли исследователей, то ли ещё кого. Свободное место в лодке было, и нас с попутчиком взяли подбросить до Шумшу. На море-окияне вокруг был абсолютный штиль и сильный туман – несмотря на то, что Второй Курильский пролив всего 2 км в ширину, к пристани Байково пошли по треку GPS. На подходе к острову туман внезапно исчез, и я, наконец, увидел побережье Шумшу… Оно оказалось изрядно замусорено, а на нём тоскливо стояли заброшенные дома покинутого посёлка. И вот я уже ступил на землю легендарного острова, о чём совсем недавно мог только мечтать… Очутился здесь так быстро и просто, что с трудом верилось в реальность происходящего, хотя за это лето подобное ощущение уже стало чуть ли не нормой… Пограничники проверили пропуска туристов, то есть нас, моторки пошли обратно на Парамушир, а оставшиеся поехали к маяку на мысе Чибуйном – мы, туристы – с его смотрителем, на старинном, колоритно разъеденном ржавчиной Safari, а смотритель маяка на мысе Курбатова – с пограничниками. На Чибуйном нас пересадили на броню МТЛБ, и так мы долго ехали до мыса Курбатова – крайней северной точки острова, где нас приютили, и я в очередной раз удивился, насколько радушны и гостеприимны люди Дальнего Востока…
На следующий день пришла пора обследовать остров. Сначала прошёл вдоль побережья Первого Курильского пролива на юг, к мысу Почтарева – именно на этом участке и высаживался Курильский десант 18 августа 1945. Это места воинской славы, о чём напоминают печально поржавевшие железные обелиски… Для справки – японцы НЕ знали, что готовится советский десант, до самого последнего момента, они ожидали скорее атаки американцев, чем русских, более того, они некоторое время думали, что это американцы и напали. Даже сами наши солдаты узнали, что предстоит высадка на Курилах, только в пути. Если бы не этот десант, Курилы, по крайней мере, частично, отошли бы США.
Стоит ли говорить про многочисленные укрепления, окопы, траншеи, капониры, ДОТы по всему острову, начиная прямо с мыса Курбатова (где находится упомянутый артиллерийский ДОТ, защищённый метровой толщины бетоном, на который потратили десятки килограммов взрывчатки, да так и недовзорвали). Не слабее укреплен был и мыс Почтарева. Японские бетонированные строения – и ДОТы, и просто дома – отличаются особой прочностью, на них мало влияния оказывают время, стихии, и даже артиллерийские попадания. Как известно, было множество подземных построек и коммуникаций, но входы в тоннели засыпаны то ли нашими, то ли японцами. Это породило, как принято в таких случаях, массу домыслов и вымыслов, любящие преувеличения и нездоровые сенсации журналисты выдумали байки о «полом острове», о торчащих из земли проводах, по которым до сих пор идёт ток, и т.д. Нет, я бы поверил в эти провода, если бы сам их увидел, но не раньше того… Надо отдать должное изобретательности ушлых японцев – на маяке Курбатова до сих пор пользуются японским колодцем, который полон воды, но если рядом, в нескольких метрах, бурят скважину – воды нету… Или вот стоят на возвышенности квадратные бетонные лазы полутораметровой ширины, уходящие на небольшой глубине горизонтально, и заполненные водой почти до уровня земли. Куда ведут и для чего? Кто его знает. Вот был бы акваланг… Мечты, мечты. Одно только можно сказать с уверенностью – под поверхностью сокрыто больше, чем кажется. Корейские и китайские рабочие, которые всё это строили, наверно, много знали, но добрые японцы посадили их на баржу, вывели её в море и затопили.
Недалеко от мыса Почтарева на возвышенности стоит хорошо сохранившаяся советская батарея береговой обороны, установленная уже после освобождения Курильских островов от японцев. Подобные орудия поддерживали высадку десанта в 1945 с мыса Лопатка.
Хотя рельеф острова в целом имеет равнинный характер без существенных перепадов высот, во многих местах берега достаточно высоки и круты, живописные базальтовые мысы возвышаются над мелководьем отвесными стенами. На волнах качаются каланы – у них здесь лежбища. Временами, когда ненадолго приподнимается туман, видны вулканы и горы юга Камчатки. Луговая и тундровая растительность чередуется с берёзовым и кедровым стлаником, через который порой весьма и весьма затруднительно продраться. От мыса Почтарева я направился дальше к югу, перебредая по пути маленькие речушки, впадающие в океан. В одной из этих речек наблюдал шокировавшее меня зрелище – взад-вперёд по руслу бегают стада пришедших на нерест лососей. Рыбы едва помещается в крохотном ручье, брюхом цепляют по дну, а спины торчат из воды. Выбрасываешь руками на берег, а они прыгают обратно в воду. На Камчатке такого встречать лично мне не доводилось. Иду дальше, очень много шикши попадается по пути, и даже нахожу 1 (одну) ягоду княженики – арктической малины. Из фауны на острове обитают лисы, человека не боящиеся, как и полагается лисам, живущим на Краю Света. Говорят, что есть 5-6 медведей, заплывших с Камчатки. Видимо, среди медведей тоже встречаются экстремалы и отъявленные путешественники…
Дошёл в итоге до мыса Яугич – это, можно сказать, «граница» Первого Курильского пролива и Тихого океана; на подходе к мысу ещё виднеются останки послевоенных строений. Дело близилось к закату, а мне ещё необходимо было добраться до танка и найти тайник под ним. По прямой расстояние до него составляло 10 км – но в данном случае, учитывая заросли стланика на пути, прямой маршрут приемлем только для ворон. Пришлось выходить на старую кружную дорогу и идти по ней. Тем временем стемнело, пошёл дождь с ветром – в общем, всё как обычно, стандартный набор. Подошёл к «высоте», дорога проходит у её подножия, до танка остаются считанные сотни метров – 2 или 3, GPS заставляет идти в берёзовый стланик. Очевидно, что стланик можно без проблем обойти, вернувшись сюда завтра в светлое время суток, благо никто не торопит и с острова не гонит. Но этот вариант «для пенсионеров» даже не рассматривается, кладоискательский азарт гонит вперёд. Преодолеть тысячи километров, чтобы отступить перед двумя сотнями метров стланика – это просто смешно. Каждый метр в темноте по стланику даётся с боем – странно было бы ожидать обратного. GPS показывает несколько метров до цели, и в темноте проявляется силуэт танка. Рассмотреть танк ещё будет время, приступаю к поиску тайника – ищу под катками, с одной стороны, с другой, свечу фонариком телефона под днищем – нигде ничего... Темень, проливной дождь, я ползаю на пузе и ищу что-то под ржавым танком… Пробирает нервный смех – без сомнения, многие хотели бы оказаться в этом месте, но, наверно, не так большинство геокэшеров представляет себе взятие «тайника мечты». :) Ничего не найдя, приходится возвращаться на мыс Курбатова. Думаю, куда мог деться тайник – нашёл кто-то из туристов, смыло водой, или просто не умею искать? Надеюсь, что завтра посветлу повезёт больше…
Что касается полковника Икеды, нашлась в интернетах информация – получается так, он был застрелен лично командиром передового отряда десанта, майором Шутовым.
Из мемуаров П. И. Шутова: «...Танки развернулись в боевой порядок, с грохотом приближались. На одном из них в открытом люке, держа в руках знамя, стоял японский офицер. Мы уже приготовились к отражению контратаки. Минометчики, пулеметчики и автоматчики только и ждали сигнала для открытия огня по пехоте врага. Расчеты противотанковых ружей роты капитана Дербышева приготовились к стрельбе по танкам. Каждый боец подготовил связки гранат.
- Огонь!
Выстрелы и треск очередей смешались с грохотом танков. Стреляли все. Я схватил автомат и бил по пехоте, идущей за танками. Не менее интенсивный огонь велся с флангов, где по-прежнему находились подразделения Даина и Иноземцева. Остановилась первая вражеская машина, вспыхнула другая. Не более, чем через две минуты горело уже 6 японских танков.
Однако остальные быстро приближались. Хорошо вижу перекошенное лицо японского офицера со знаменем. Нажимаю на спусковой крючок автомата. Офицер ткнулся ничком, знамя падает на землю. А еще через мгновение замирает и танк. Выстрел сержанта Костылева остановил его...»
В японских описаниях говорится о том, что полковник возглавлял атаку в командирской машине с развернутым японским знаменем…
Петр Иванович Шутов родился 24.01.1905 в селе Ильинское Кировской области. В 1927 году был призван в ряды Красной Армии. Война с Японией застала П. И. Шутова на посту начальника штаба 138-го полка 101-й стрелковой дивизии Камчатского оборонительного района. В ходе подготовки Курильской десантной операции он был назначен командиром передового отряда по освобождению острова Шумшу. 18 августа 1945 г. отряд под командованием майора Шутова захватил плацдарм на острове, обеспечивая высадку десанта. Будучи дважды раненным, он нашел в себе силы руководить сражением и лишь после третьего ранения покинул поле боя. За мужество и героизм, проявленные при выполнении боевого задания, за умелое руководство боевыми операциями П. И. Шутову было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён медалью «Золотая Звезда», 3-я орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. Удостоен звания «Почётный гражданин города Северо-Курильск».
Страна должна помнить своих героев.
На следующий день действительно представилась возможность вернуться и спокойно побродить по окрестностям высоты 171, рассмотреть мемориал на склоне. Этот мемориал производит особенно сильное впечатление в окружении подбитых японских танков, уже 64 года стоящих на тех же самых местах, на которых были остановлены навсегда, благодаря героизму покоящихся здесь людей. Танки – как вещественное доказательство героизма.
Убедился в отсутствии тайника под танком Икеды, вдоволь полазил и по другим танкам, и направился дальше гулять по просторам острова, посетив по пути одно из заброшенных наших послевоенных поселений. Вечером, вернувшись на маяк Курбатова, узнал, что коробочка была случайно найдена пограничниками ещё года 2-3 назад – разумеется, следы её давно затерялись… Это известие я воспринял с облегчением – неопределённость исчезла.
8 августа вернулся к танку и перезаложил тайник – контейнер и ручка с собой были, а блокнот соорудил там же, на маяке. Ещё полазил по танкам, в том числе и по тем, что не нашёл в предыдущий день (туманы бОльшую часть времени сводят видимость к минимуму). Отправился на запад вдоль побережья Охотского моря к мысу Чакончи, где виднелся на прибрежной отмели брошенный МРТК (малый рыболовный траулер). Внутрь не попал, т.к. он оказался всё-таки довольно далеко от берега, а я воды боюсь. :) Погостил вечером на заставе у пограничников, отличные ребята, из разных уголков страны. На стене висит огромная карта России, здорово осознавать, что ты находишься на самом краешке на крохотном островке.
На другой день был переход к маяку на мыс Чибуйный, большей частью шли по побережью – чего только не выкидывает море на берег – это я ещё искать не умею… Нашли запаянное в жестяной банке сливочное масло, солевой аккумулятор к фонарику из спаскомплекта, нечто двухметровое – мне сказали, что это китовый ус – не знаю, что это было на самом деле. Местами берега завалены грудами морской капусты. Мыс Чибуйный – кто бы сомневался – тоже был укреплён – посмотрел орудийные капониры; подземные ходы, которыми они раньше соединялись, конечно, тоже оказались завалены…
На следующий день, 10 августа, отправился в сторону Байково. Вправо, через пролив, открывается хороший вид на Парамушир и, временами, на вулкан Алаид, он же остров Атласова. В этот день много удалось посмотреть. Наконец-то выдалась по-настоящему хорошая погода – тумана не было большую часть дня – под солнечным светом Шумшу просто сияет яркой зеленью трав. Путь лежал через бывший японский аэродром, мимо многочисленных ангаров, в которых прятали после войны ленд-лизовские P-63 от американцев. ВПП до сих пор хорошо сохранилась, её наши использовали до 1992 года. Рядом с аэродромом, судя по всему, особенно много подземных сооружений. Там была и японская офицерская столовая, и пункт связи, и чёрт знает что ещё. Обнаружив один из подземных лазов в этом районе, я решил спуститься туда, вернувшись попозже, но забить точку поленился, думал, и так найду – ан нет, не нашёл… Вместо него нашёл ещё один вход в небольшой подземный комплекс, видно, что раньше он был больше, но дальнейшие ходы и здесь засыпаны. Может, это и был узел связи, а может, и нет – откуда мне знать. Да и не особо интересно ходить по затхлым тоннелям, если честно.
Затем внимание привлёк фрагмент фюзеляжа американского самолёта – как выяснилось впоследствии – PV-1 “Ventura” – эти птички часто сюда наведывались с Алеутских островов во время войны, многим вернуться не удалось, часто они совершали вынужденные посадки и на Камчатке. Внутри всё исписано автографами, в основном, дембельскими – начиная аж с 1949 года! Ну и я не стал нарушать столь древнюю традицию, хотя обычно отношусь отрицательно к данному явлению. :) Вентура лежит в координатах N50 43.315 E156 12.555. При дальнейшем обследовании прилегающей территории, обнаружилось множество останков тех самых «кингкобр» – что не распродали американцам и не забрали музеи, выбросили из ангаров и оставили под открытым небом. Непроверенные источники утверждают, что целенькие «Кингкобры» и по сей день ещё прячут «в подземельях острова», потихоньку вывозят в Петропавловск и продают коллекционерам в США, но на то они и непроверенные источники.
На горке рядом с Байково японцы в недавнем времени поставили своим новенькие каменные памятники – резкий контраст с нашими поржавевшими железными. Само Байково представляет грустное зрелище – раньше, до разрухи 90-х, это был главный посёлок острова. Сейчас там можно пожить в паре «тепляков» (домики такие с печкой, где останавливаются заплывающие на Шумшу севкурцы).
11 августа – снова туманы и дожди, направляюсь далее в южную часть острова, туда, где на карте отмечен н.п. Шутово (теперь я знаю, в чью он честь был назван). Пройдя то, что осталось от посёлка, поворачиваю на запад, ко Второму проливу, туман приподнимается, и я неожиданно вижу за озерцом Л-410 красной расцветки, на каком летал давным-давно в Улан-Удэ. Издалека он выглядит как целый, словно только что приземлился на лужайке. Бегом к нему – на самом деле осталась только оболочка, двигатели и вся начинка сняты, кабина пилотов свёрнута набок. В дальнейшем узнал, что самолёт потерпел аварию 4 апреля 1992, из-за ошибки лётчиков в условиях тумана, пропеллером отрезало кабину и убило одного пассажира. Координаты Л-410 – N50 41.037 E156 15.934. Дальше помаленьку выбрался к побережью Второго пролива и пошёл по нему. Иду-иду, смотрю – моторка на берегу, людей не видно. Здесь же, на речке, отделённой небольшим валом от побережья океана, обнаружились трое мужиков, приплывших из Северо-Курильска, они ловили сетью рыбу. Ясно, браконьеееры…
Дальше на берегу, у кромки воды под откосом нашлись база от Т-34 и обломки ещё одного, японского, танка – видимо, их сбросили с обрыва развлечения ради. Древний памятник нашим воинам в Козыревском, поставленный, видимо, сразу после войны… Вечером наблюдал причуды здешней погоды – половина неба совершенно безоблачна, а за горы Парамушира зацепился толстый слой синих туч, над Шумшу светит солнце, а рядом, в Северо-Курильске – безнадёжная темень.
12 августа, с утречка прогулявшись по Шумшу ещё разок, вернулся обратно в Байково, ближе к вечеру пришёл на моторке один из вчерашних мужиков, и забрал нас с попутчиком в Северо-Курильск.
В прозрачной воде на жутковатой глубине колышутся стебли ламинарий... Пролив не совсем спокоен, по нему идут белые барашки волн… Гонять на моторке по такой волне – огромное удовольствие! Лодка скачет по гребням, как дикая лошадь, кажется, вот-вот – и улетишь за борт. :) Удовольствие получилось недешёвое (1 тыр), учитывая ширину пролива, но, пожалуй, оно того стоило…
Конечно же, спасибо Northman за то, что мне удалось увидеть этот остров. Если бы не геокэшинг и не этот тайник, вероятность того, что я когда-нибудь в своей жизни побывал бы там, исчезающе мала.
Впереди ждал Эбеко... Но это, как говорится, уже совсем другая история. :) |