Когда обнаруживали месторождения железных и медных руд, хозяева заводов (сперва Коробковы и Демидовы, затем Расторгуев) с большой охотой брали на работу аккуратных и работящих староверов. В Каслях была открыта староверческая церковь, а в 1811 году в 20-25 километров от Каслей на озере Сунгуль был основан старообрядческий мужской монастырь. Сунгульский скит за четверть века приобрел широкое влияние среди староверов не только Урала. Пожертвования стекались как из европейской России, так и из Сибири. Число скитников доходило до нескольких десятков. Старообрядческая община Каслинского завода в начале XIX века имела всестороннюю поддержку самого заводо-владельца Л. Расторгуева, который сам был "беспоповцем". Он жертвовал большие деньги на содержание часовен и скитов. Само место под скит выбрано очень удачно. Здесь вода Сунгульского озера очень близко подходит к Вишневым горам. Когда, огибая с воды мыс Зуйков, оказываешься перед мысом, на котором расположен монастырь, первое, что бросается в глаза, это горы, вырастающие прямо из воды. Этот резкий переход озерной глади в горы и небо производит неизгладимое впечатление.
Хозяйство монастыря
На противоположном берегу озеро Сунгуль было подсобное хозяйство монастыря. Монахи держали коров и возделывали поля. Монастырские земли- пашни - тянулись от нынешнего санатория " Берёзки" до Ближнего Берегового. Вокруг монастыря в лесах обитали одинокие скитники и целые семьи. В лесах жили углежоги. За кладбищем вдоль дороги на Снежинск можно и сейчас отыскать яму углежогов. Недалеко от кладбища был колодец кувшинообразной формы, выложенный диким камнем. Вода в нём считалась святой. (Координаты колодца: N55 58,215' E60 40.526' ). Со стороны озера хозяйственные постройки и часовня были огорожены двухметровой стеной, к воде был оставлен двухметровый проход, выложенный каменными ступенями. Все постройки, за исключением часовни были покрыты одной крышей и тянулся от берега в гору в виде П-образного укрепления, прижатого к каменной стене, что на самом берегу озера. Эта стена надёжно прикрывала скитников от холодных ветров. Монахи жили в кельях, вырытых в земле и выложенных диким камнем. (Координаты одной из келий: N55 58.353' E60 40.650')
Жизнь и быт старообрядцев
Монахи жили на пожертвования богатых купцов и хозяев завода, которые официально исповедовали новую веру, а на самом деле были ярыми староверами. Старообрядческие скиты брали на обучение детей с семи лет и до совершеннолетия. Обучали грамоте, пению, рукоделию, вышивки бисером. Это всё также практиковалось и на Сульгунском скиту. За обучения вносилась плата деньгами, продуктами, одеждой, утварью. С отмены крепостного права духовная жизнь в Сунгульской обители ожила. Во вновь отстроенной часовне стали регулярно совершаться богослужения. По рассказам О. Л. Овчинниковой, крестный ход на православный праздник Ильи Пророка начинался с улицы Верхней Каслинского завода. Здесь, на задах дома Чиркины, стоял молельный дом, от которого и начинался крестный ход. Участники хода шли по старой Маукской дороге через мельницу на Зацепинском пруду и озеро Карабутяг до Топкой речки, при чём Каменная сопка оставалась с левой стороны. Перейти по гати Топкую речку, оставляя болото перед монастырём с правой стороны, крестный ход подходил к монастырскому кладбищу, где первоначально служили малую вечерню, а затем всенощную. На монастырском кладбище было около 40 могил, покрытых надгробными плитами, обработанными на Каслинских заводах по краям могилы были выложены диким камнем. Вместо креста на многих могилах стояли надгробные камни с дырочкой по середине. Это указывало на принадлежность Сунгульских староверов к толку "дырников". В настоящее время могилы на кладбище варварски разрыты грабителями -кладоискателями. Около одной из них еще в 1990 году была табличка с надписью: «Дунаев Данил Егорович 1890-1953 гг.» По рассказам самих кладоискателей в могилах они находили только старинные оловянные крестики. Но был случай, когда они наткнулись на тело похороненной молодой женщины нетронутое тленом. В страхе кладоискатели разбежались. Что стало с телом неизвестно. Неизвестна и судьба мощей почитаемого Святым старца Леонида. Ходят слухи, что мощи были вывезены в свое время. Раньше полуостров «Монашки» был островом. В большом болоте, которое с юго-востока примыкает к монастырю, есть остров, на котором жили 3 старицы, и там была найдена чудотворная икона. После отмены крепостного права и возрождения …… на этом месте был организован уже женский монастырь. По рассказам ……. Игуменья Елена была строгая властная женщина.
Окончательное разрушение скита
1929 - 1930 гг. скитники и скитницы были снова арестованы, теперь уже от имени Советской власти. Напали на скит ночью, тайно. Несмирившихся убивали (смирившиеся попали в Верхнеуфалейскую тюрьму). Тем, кто хотел спастись озером, цепляясь за лодки, саблями отрубали руки. По воспоминаниям Г.В. Соковиковой, от скита остались две монашки. Одна вскоре умерла в Кыштыме, другая, Кристинья, жила до 1963 года и была похоронена на монастырском кладбище. В настоящее время монастырь разорён, всё разбито и разграблено. Всесокрушающий удар по святому месту был нанесён в конце 40-х и начале 50-х годов в связи со строительством на берегу озера Вишневогорского рудника и города Челябинск-70.
"Миротворцы"
Группа "Миротворцы" занимается исследованием истории родного края. Группа начала закапывать и обустраивать разорённые могилы, чистить колодец, восстанавливать разрушенные постройки. А недавно группу "Миротворцы" предупредил лесничий Вишневогорского лесничества, что на полуострове "Монашки" ведётся вырубка леса свердловчанином и возможно аренда земли под застройку. Но "Миротворцы" добились того, чтобы "Сунгульский староверческий скит и староверческое кладбище" (здание, часовня, остатки фундамента и могил) признали вновь выявленным памятником и включили в Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественною и иную культурную ценность.
Источники: 1. Проект "Истоки" Ольги Шалаевой - http://inf.personal.mgn.ru/reguser21/p8aa1.html 2. ООО «Санаторий» Сунгуль - http://www.sungul.ru
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: