По дороге, ведущей из Данкова в Барятино, есть много интересных мест. Итак, Спешнево-Ивановское (Спешнево-Ивановка) - известно с XVII века, первым владельцем его был Михаил Иванович Спешнев. После Спешневых селом владела княгиня Феодосия Федоровна Барятинская, жена бригадира князя Гаврилы Федоровича Барятинского. Именно она, уже будучи вдовой, в 1791 году получила храмозданную грамоту на строительство в своей усадьбе Ивановское каменной церкви Знамения Пресвятой Богородицы на месте двух ветхих храмов - деревянного Знаменского и каменного Казанского. Этот храм у дороги на берегу реки Вязовки с приделами св. Иоанна Предтечи и Казанской иконы Божьей Матери до сих пор украшает центр села. Построена она в стиле позднего барокко. Храмовая часть ее двухъярусная. Первый ярус - в виде четверика со скругленными и украшенными рустом углами и выступающей прямоугольной в плане апсидой. Северный и южный фасады украшены красивыми порталами. Второй ярус выполнен в виде восьмерика, увенчанного высоким куполом с главкой. Трапезная шире храмовой части. ее оконные проемы обрамлены типичными барочными наличниками с "ушками", выступающие углы скруглены и покрыты рустом. Колокольня трехъярусная. Нижний ярус и ярус звонов украшены пилястрами ит карнизами. В декоре храма использован белый камень. Координаты церкви: N53°15,402 E38°59,793 В 1791 году владелицей усадьбы становится дочь Барятинских Александра Гавриловна, бывшая к тому времени замужем за секунд-майором Петром Степановичем Жихаревым. В Ивановском провел детские годы будущий писатель, автор знаменитых "Дневника студента" и "Дневника чиновника" Степан Петрович Жихарев (1788-1860). В середине 1840-х годов Ивановское переходит в собственность Алексея Степановича Хомякова (1804-1860) - личности воистину удивительной. Поэт, живописец, философ, богослов, рачительный хозяин и поборник освобождения крестьян, искусный гомеопат, изобретатель нового оружия (дальнобойное ружье, хитроумные артиллерийские снаряды в период Крымской войны) и паровой машины, получившей патент в Англии, душа компании, глава шумных застолий и верующий христианин, твердостью своих принципов восхищавший современников. "Поэт, механик и геолог, Врач, живописец и теолог, Общины русской публицист, Ты мудр, как змий, как голубь чист", — писал о нем мемуарист Д. Н. Свербеев. В Ивановском он перестроил винокуренный завод (кстати, сохранились его руины), построил сахароваренный завод, придумал новую конструкцию печи. Он был деятельным членом Лебедянского общества сельского хозяйства, принимая активное участие в его заседаниях. 21 сентября 1860 года Алексей Степанович также ездил в Лебедянь на заседание общества, а 23 собирался вновь со своим соседом - помещиком села Баловнево Леонидом Матвеевичем Муромцевым (см.тайник "Баловнево" http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=4437). Именно Л.М.Муромцев оставил потомкам воспоминания о событиях того трагического осеннего дня, когда болезнь, от которой Хомяков часто и успешно лечил своих собственных крестьян, как бы мстя ему, вырвала из объятий так любимой им жизни. Получив известие о болезни Хомякова и приехав в 9-м часу утра к нему, Муромцев спросил: "Что с вами, Алексей Степанович? - Да ничего особенного, приходится умирать.Очень плохо. Странная вещь. Сколько я народу вылечил, а себя вылечить не могу".Весь день продолжалась борьба с болезнью. К вечеру самочувствие Алексея Степановича вроде бы стало улучшаться и у всех присутствующих появилась надежда. Муромцев подошел к больному: "Слава Богу, вам лучше. Право хорошо, посмотрите, как вы согрелись и глаза просветлели. - А завтра как будут светлы, - ответил Хомяков. Это были его последние слова. Он яснее нашего видел, что все признаки казавшегося выздоровления были лишь последние усилия жизни. В 7.30 дыхание его стало тяжко. Я не спускал с него глаз. В 7.45 вечера его не стало, а за несколько секунд до кончины он твердо и вполне сознательно осенил себя крестным знамением". Он умер от холеры. Похоронен Алексей Степанович Хомяков в Москве в Даниловом монастыре. Едем далее - чуть в стороне от дороге стоит село Никольское-Жуково. В 1767 году князь Г.Ф.Барятинский построил храм св. Николая Чудотворца. Здание выполнено в стиле елизаветинского барокко и таких на территории нашего региона менее десятка. Далее на пути нашем встает село Ярославы. В качестве села с церковью архистратига Михаила упоминается в окладн.кн. 1676 года, где показано "у той церкви церковные земли двадцать четвертей, сеяных покосов на десять копен. В приход той церкви: сорок четыре двора детей боярских, четыре двора бобыльских. И всего (со включением дв.попова) сорок девять дворов". "Дети боярские" - это младший военный чин в 17в., мелкопоместные и беспоместные дворяне. Они набирались в младший командный состав и в рядовой состав регулярных полков, где могли выслужить поместье и более высокие чины (подьячие, дьяки). С уществующая в Ярославах каменная Архангельская церковь с приделом Троицким начата постройкою в 1874 году, придел освящен был в 1877 году, окончена постройкою в 1822 году. Координаты церкви: N53°16,770 E38°52,155 Переезжаем плотину и на взгорке видем село Одоевщино. Первое упоминание о нем сделано в окладн.кн 1676 года. Время построения, вместо деревянной, каменной Покровской церкви относится к середине XIX века. Покровский храм - образец народной архитектуры, его убранство выполнено в традициях древнерусской архитектуры. В 1884 году устроен был новый иконостас и церковь вторично была освящена 10 сентября того же года. Каменная ограда вокруг церкви устроена в 1850 году. Прежде при Покровской церкви находилась богадельня на 5 человек. Координаты церкви: N53°16,529 E38°51,289 Далее на нашем пути вырастает село Барятино (бывш.Архангельское), которое впервые упоминается также в 1676 году.В 1791 году была построена вместо деревянной каменная церковь в честь архангела Михаила. К сожалению, в 2007 году колокольня церкви, оставшаяся после революционных потрясений, упала. Причем в противоположную от стоящих вплотную домов. Чудо?! Однако в селе осталось много церковных строений, которые используются - это здание сельсовета, колхозной конторы, почты. Недалеко от Барятино расположен Святой источник. Существует легенда, что однажды в сильную грозу молния ударила в гору и пробила колодец, откуда стал бить родник, и появилась чугунная икона "Скорбящая Божья Мать". Над родником поставили часовню, которая простояла до 1941 года, когда от ветхости она сгнила и была разобрана. К роднику пристраивался деревянный желоб, по которому вода текла в бочку. Для окрестных жителей это был единственный источник воды. Сейчас это место постепенно облагораживается - поставлена новая часовня, сделана лестница для подъема к часовне, обустроена купель для омовения, поставлены лавочки для отдыха. Координаты родника указаны в заголовке тайника. Сначала от Барятино идет дорога, засыпанная щебенкой, а затем необходимо ехать по грунтовке. Летом ее отлично укатывают, поскольку не иссякает поток желающих смыть грехи в Святом источнике. А вот осенью и зимой, боюсь, с проездом по грунтовке будут проблемы. Но от щебеночной дороги пройти не так уж и много! ;-)
При описании использованы материалы книги "Русские провинциальные усадьбы", 2001 и книг Виктора Пименова "От Куликова поля до Данкова", 1999 и 2001 г.в.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: