Это просто сотовый телефон. На солнечных батарейках и со спутниковой антенной. Другие тут не работают(((((
Автор: Stealth (Serg_Club4x4)
Создан: 27.07.2008
Опубликован: 10.08.2008
(отредактирован: 06.09.2021)
Компаньоны: В. Кондратьев, А. и Е. Зародовы
Описание окружающей местности
Планируя эту поездку на Рыбачий, у меня кроме обычного желания побывать там, была еще одна цель. Сейчас, когда «гриф секретности снят» и система оформления пропусков в погранзону отработана, летом сюда настоящее паломничество. Джиперы, мотоциклисты, велосипедисты, пешеходники! Но, просматривая множество отчетов в Интернете, обратил внимание, что все они путешествуют по практически одному и тому же маршруту в центральной и северо-западной частях полуострова. Есть даже фирмы, специализирующиеся на плановом офф-роудном туризме (Костя, привет! Разъехались где-то бок о бок, хотя с Палычем встретился)))), возящие клиентов по заранее выверенным точкам, почти как экскурсия по Золотому кольцу, правда с запланированными приключениями в виде бродов и разрушенных мостов. Но нигде я не нашел упоминаний о посещении ими восточной части Рыбачьего. Даже в Google Earth этот район скрыт почему-то завесой «нечитаемости». Вот пусть он и будет «нашим маленьким краем Земли»!
ВРМ Покинув Зубовскую бухту, устремляемся на восток, в стороны Цып-Наволока вдоль скалистого берега моря. Через пару километров видим ровные песчаные поверхности и остатки множества укреплений – во время войны здесь находился запасной аэродром. А вскоре оказываемся на ВРМ. В известной книге «Осиротевшие берега» Михаила Орешеты – историка края, посвятившего многие годы исследованиям Рыбачьего, приведено несколько расшифровок названий этого населенного пункта. Это и «Выпьем, ребята, «Московской», и «Вотчина рыбаков-метеорологов», и «Вот развалины маяка». Последняя версия ныне самая верная, хотя с 1953 года это был веерный радиомаяк (ВРМ). По посылаемым им сигналам ориентировались военные корабли и грузовые суда. Некий аналог по функциям современной системы GPS. В 1979 году устаревшую конструкцию маяка заменила новая, но вскоре она стала никому не нужна. От былого гения человеческой мысли кроме развалин двухэтажного здания, вспомогательных и хозяйственных построек остались несколько 75-метровых вышек, расставленных на протяжении почти пяти километров вдоль моря.
Цып-Наволок В Цып-Навалок въехали после полуночи. Как и положено в это время суток, нормальные люди уже спали. Остановились в центре поселка возле маяка, огляделись. Никого. Лишь пара собак бегает вокруг машины, и попрошайничает негромко погавкивая. Замечаем, что в доме неподалеку открывается дверь и на пороге появляется фигура молодого парня в рубашке и камуфляжных штанах. Строение находится за невысоким забором и воротами со звездой. Подходим, здороваемся. Разговаривать приходится с трудом, поскольку холодный, почти ледяной ветер, чуть ли не сбивает с ног. Заезжие гости здесь редки, поэтому разговор достаточно официальный: «Кто такие, откуда, зачем, пропуска в закрытую зону есть?». Мы находимся на военном объекте, где гражданским быть не положено. Женька в шутку интересуется наличием в поселке магазина или ларька какого, чем сразу разряжает натянутую обстановку – нас приглашают в дом попить чая. Такого вкусного хлеба, что пекут моряки в Цып-Наволоке, я еще никогда не ел! Лучше любых круасанов! Андрей – мичман-контрактник – служит здесь уже несколько лет. Ворчит, что мало платят, но уезжать пока не собирается: «Я здесь как дома, да и кто эту молодежь учить будет? Все ж на мичманах держится». Хотя самому от силы 27 лет, не более. И философ: «Чем тут зимой заниматься кроме работы? Вот стихи со скуки пишу – в прошлом году всю тетрадку исписал!» А после чая выделяет нам для ночлега настоящие апартаменты с шестью, почти вплотную стоящими солдатскими кроватями и печкой!
В гостях у Михалыча С неба сыпется обычная морось, и выспаться под теплой крышей, а не в мокрой палатке – верх блаженства. Поэтому утро начинается ближе к обеду и… с еще одной проверки – это мичман заглянул, и сообщил, что нам следует показаться с документами на заставе. Пограничникам в этих краях принадлежат все функции власти – от первоочередных по защиты рубежей до милицейских и «рыбнадзорных». Пока умывались и собирались, начальник гарнизона сам посетил нас. Серьезный усатый офицер придирчиво изучил бумаги, но посмотрев «визитную карточку» – журнал с материалом о нашей мартовской поездке на мыс Святой Нос, его глаза подобрели, и уголки усов поползли вверх – все нормально, свои! Самое время сесть вместе за стол, ведь кроме знакомства есть еще один повод – самый важный, пожалуй, в этой ситуации – сегодня же День Военно-Морского Флота! После небольшого фуршета Андрей Михайлович гордо показал свое хозяйство (в рамках дозволенной секретности, конечно!). За обшарпанным фасадом внешне неказистой казармой, оказывается, скрывается вполне современное здание со всеми удобствами и с евроремонтом. Есть баня и а-ля-бассейн на улице. Сложно предположить, с каким трудом, это все построено и завезено по «дорогам», на которых военный «Урал» «разувает» по три колеса за поездку, а ориентирами зимой служат те самые мачты ВРМ. Но, тем не менее, люди живут и работают. На территории поселка находится метеостанция, основанная аж в 1921 году, действующий маяк, с которого нам открылся изумительный вид на штормовое Баренцево море, Аникиевский остров (эх, была бы погода получше!) и на пустынные берега на много-много километров вокруг. А ведь еще в начале прошлого века здесь была рыболовецкая фактория братьев Савиных, самых крупных скупщиков рыбы на Мурмане, стояли дома колонистов, церковь и даже больница Красного Креста.
Каменная летопись Метеоусловия так и не позволили нам попасть на Аникиевский остров. Вот, что написано о нем в «Путеводителе по Русскому Северу», изданном в 1898 году: «Во время остановки парохода в Цып-Наволоке любопытно посетить лежащий близь него островок Аникеев, одна из плит которого представляет собой каменную летопись Мурмана. Она вся покрыта тщательно и красиво, по рисункам, высеченными именами датских, немецких и голландских шкиперов, приходивших на Мурман за рыбой в XVI, XXVII и XVIII веках. Особенно красивы надписи: Berent Gundersen 1595, 1596, 1597, 1610, 1611, 1615 blef jeg frataget skif (у меня отняли судно). Внизу под надписью изображен воин…». И еще далее: «Красива и интересна высеченная кудрявым письмом русская надпись: Лета 7158 (по новому летоисчислению это 1650 год. Прим. ред.) горевал Гришка Дудин». А экспедиция М. Орешеты в 1995 году обнаружила даже более ранний поморский автограф: «Стоял Шуеречанин Василий Малашов 1630 г.». Существует и история, связанная с названием острова. В давние времена были обязаны промышленники Рыбачьего платить дань разбойнику Анике, обладавшего непомерной силой и приходившему к берегу на своем корабле каждую весну. Так было до тех пор, пока Аника не встретил «одного наживодчика такого сильного, что выжимая мокрые рукавицы, он рвал их пополам». Состоялся поединок и разбойник был убит. Место схватки указывалось на материке напротив острова в виде круга из камней, где Аника и был якобы погребен. Герой же скрылся, и никто не знает, откуда он пришел, и кто он был. Хотя может быть это просто легенда. По современным исследованиям в 1560 году Аника Строганов обосновался здесь становищем Оникеевом с пристанью и затем передал его Печенгскому монастырю. Где правда – где не правда, но последнее пристанище Аники мы не нашли. Зато обнаружили небольшой ухоженный мемориал на братской могиле экипажа советского сторожевого корабля, погибшего у берегов острова в 1943 году и плиту, установленную норвежцами в память своих предков, живших здесь с 1850 и на поселениях которых в 1940 году была построена батарея береговой артиллерии.
В обратный путь Почти сутки, проведенные в Цып-Наволоке, пролетели незаметно. Через два дня нам обязательно надо было вернуться в Мурманск. Пора торопиться в обратный путь. Прощаемся с гостеприимными хозяевами и, как обычно, в ночь, стартует. Хотя какая же это ночь, так – легкие сумерки, да и то скорее из-за тумана. Долгий полярный день продолжается! Если взглянуть на карту, то к Озерку – узловому «перекрестку» Рыбачьего, ведут несколько дорог. Выбираем наиболее короткую, но, как оказывается впоследствии, самую тяжелую – «зубовский тракт» – он идет через горы среди затопленных многодневными дождями тундровых болот. Лужи, часто глубиной по капот лифтованного УАЗа на 35-х колесах чередуются каждые 50-100 метров. И камни, камни, камни! Скорость продвижения порядка 3-5 км/час…
Это фрамент из несокращенного пока материала об этом походе, который будет опубликован в 4x4 Club в сентябрьском номере, а затем месяца через два появится на сайте журнала http://media.club4x4.ru/ . Дополнительные фото можно посмотреть на страничке http://stealth4x4.gallery.ru/
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: