Автор: tourist
Создан: 18.07.2008
Опубликован: 30.07.2008
(отредактирован: 30.07.2008)
Компаньоны: prosto Lermontov, Кофе с корицей!, команда киришского клуба автотуристов "Nавигатор"
Описание окружающей местности
Северо-Двинская система каналов соединяет бассейны рек Волги и Северной Двины, пересекая в Вологодской области междуречье Шексны и Сухоны Об устройстве канала между Шексною и Кубенским озером, который бы связал столицу с Архангельским портом, мечтал еще Петр I. Впрочем, водная дорога из бассейна Волги в Двину была известна задолго до строительства Петербурга. Этой дорогой была река Порозовица, впадающая в Кубенское озеро и берущая свое начало в Благовещенском озере. Оно, в свою очередь, располагалось всего в четырех верстах от речки Славянки, левого притока Шексны. Между ними, а точнее между Благовещенским и Никольским озерами, из которого вытекает речка Славянка, находился знаменитый волок Словенский, существовавший уже в Х—XI веке.
К практическому осуществлению замыслов Петра I приступили только в начале XIX века. Глубокая долина, по которой извивается река Порозовица, впадающая в Кубенское озеро, и почти непрерывный ряд мелких озер, следующих от истока Порозовицы по направлению к городу Кириллову, привели к мысли проложить канал из Сиверского озера к Шексне. Выход канала в реку намечался близ деревни Звоз, чтобы суда, идущие в Шексну, могли миновать наиболее порожистую часть русла.
Осмотром местности и проектными работами руководил по долгу службы родственник императора Павла I герцог Александр Вюртембергский, тогда главнокомандующий Ведомства путей сообщения и публичных зданий. В 1824 году проект на постройку системы был высочайше утвержден.
К работам на трассе канала приступили в 1825 году. Строителям пришлось проделать очень значительный по тому времени объем работ. Канал начинался в Топорне искусственным шлюзованным каналом, который до входа в Сиверское озеро тянулся почти на 7 километров. Строители превратили речку Карботку в канал длиною 1,34 км, который стал называться Кузьминским, углубили дно реки Поздышки протяженностью в 3,4 км, соединяющей озера Бабье (Покровское) с Зауломским; пройдя по последнему, путь снова попадал в копаный канал длиною 6,23 км, пересекающий Вазеринское озеро. Далее шел озером Кишемским и каналом в 4,04 км, оканчивающимся шлюзом у соединения с рекой Итклой. Следуя Итклой и Благовещенским озером длиною 6,4 км, путь переходил в реку Порозовицу длиною 34,14 км, впадающую в Кубенское озеро. Преодолевая водораздел между реками Шексной и Порозовицей, строители сделали шесть шлюзов на Волжском склоне, поднимающем суда на 38 футов (11,4 м), и семь шлюзов на Двинском склоне, опускающих суда на 45 футов (13,5 м).
Северо-Двинская система много раз модернизировалась, но в связи со строительством Беломоро-Балтийского канала и развитием сети автомобильных дорог, потеряла свое значение. В настоящее время по Северо-Двинскому пути идут только туристические теплоходы «Яковлев» и «Коровин».
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: