Из Киева на Волынь можно ехать двумя дорогами, более длинная - более интересная, житомирская. Житомир в 130 км, пролетается сходу, а вот около 220 км организм начинает просить пищи и передышки, и самым подходящим местечком может быть Новоград-Волынский (до 1795 - Звягель), отметивший в прошлом году 750 летний юбилей. А для геокешеров - очередной легко-берущийся но интересный виртуальный тайничек. цитируем отсюда http://zhzh.info/publ/4-1-0-378, а также статья из газеты "Голос Украины"
В Новоград-Волынском так заведено: после того, как молодожены обмениваются обручальными кольцами, они идут в сквер на высоком берегу Случи, за Дворцом культуры имени Леси Украинки. Возле крепости к высоким столбам подвешен колокол. Здесь, под объективами видеокамер, молодые супруги проводят первые щастливые минуты супружеской жизни (на снимке). Колокол - символ Новоград-Волынского, бывшего Звягеля.
Легенды и версии А почему именно колокол? Есть легенда. Когда-то, очень давно, Случь была судоходной. А возле поселения, которое возникло на ее крутых берегах, корабли, проплывающие ночью, часто разбивались о скалы. Вот люди и натянули через реку канат, подвесили колокола. Цеплялся за него мачтой корабль, гудел звон, предупреждая об опасности. От слова «звягать» - «звонить» и назвали это место Звягель, это означало то же, что и Звенигород. Другая легенда связана с тем, что раньше здесь добывали много железа, кругом звучал громкий перезвон кузнечных молотов. В ее основе - слово «звягать». Есть и гипотеза исследователя, который восхищается санскритом. Львовянин Василий Кобылюх утверждает, что древнее название Новограда-Волынского состоит из слов «звя» - святой, и «гель» - солнце. Большинство населения Европы говорит на языках, которые, как и наш, входят в индоевропейскую группу, и корень «гель», нами утраченный, там можно встретить в названиях многих городов.
Легенд и предположений немало. В Новоград-Волынском избрали самую романтичную версию - ту, что с кораблями, и включили колокол в городской герб вместе с двумя серебряными скрещенными перьями в виде буквы «У», как напоминание о том, что город - родина Леси Украинки, а также с саблями - символом освободительной борьбы украинского народа XVІІ столетия, половинкой двуглавого орла (в 1795 году, после присоединения к России, Звягель по велению Екатерины ІІ стал Новоград-Волынским). Итак, в гербе - чуть ли не вся история города. Для полноты картины не хватает разве что пламени. Того, в котором сгорел летописный Звягель. Было это 1257 году - 750 лет назад. Недавно новоградволынцы отметили эту дату. Почему сожгли Звягель Но кто и почему разрушил Звягель? О судьбе летописного Искоростеня (нынешнего Коростеня) знает каждый школьник — о тех легендарных голубях и воробьях, с помощью которых княгиня Ольга сожгла город. А почему не вошла в учебники трагедия Звягеля? Наверное, не только из-за того, что летописных данных об этом недостаточно и об этом не так ярко написано, как об Искоростене. Поход Игоря за данью и месть княгини Ольги легко объяснить протестом народа против непомерного налогового бремени. А как объяснить уничтожение Звягеля Даниилом Галицким? В изложении М. Грушевского события представлены так: «Даниил собственными силами решился начать войну с татарами... воевал подвластные татарам общины над Случью и Тетеревом. Общины не поддавались, а поддавшись, заново отпадали. Данил боясь, что если не подавить сего движения, то оно может совсем разрушить политическую жизнь Украины, взялся уничтожить его. Не остановился перед строгими наказаниями. Сжигал непокорные города, отдавал людей в неволю. С помощью литовского князя Миндовга собирался идти дальше в Киев». Попробуйте втиснуть это в схему школьного учебника: монголо-татары захватили Киевскую Русь, тяжелая неволя... Что же тогда выходит: Даниил Галицкий стремится освободить народ из-под того ига, а народ стоит насмерть - не хочет?! Современный археолог Б. Звиздецкий, который проводил раскопки на пепелище древнего Звягеля, реставрировал те события так: «Отразив попытку монгольского темника Куремсы захватить важный в стратегическом отношении Кременец, Даниил Галицкий задумал грандиозный поход на Киев с целью объединения всех земель Правобережья. Но неожиданно для себя наткнулся на отчаянное сопротивление князей Болоховской земли и некоторых городских общин Киевщины. Среди последних упоминается и Взвягель (Звягель), который представлял собой форпост Киевского княжества на его западных рубежах. Заручившись поддержкой великого князя литовского Миндовга, Даниил Галицкий в 1257 году со значительными силами окружил непокорный Звягель и после отчаянной битвы овладел ним. Жители города, которые уцелели, были взяты в плен и разделены между победителями, а сам город сожжен. Факт его тотального разрушения подтверждают и летописные источники. Так, когда войска Миндовга, которые опоздали на помощь Даниилу, подошли к Звягелю, то, как сообщает летописец: «... не увидели ничего. Только головешки тлели и псы выли в городище». Это действительно интересно. Возможно, отгадка в словах Ипатьевской летописи, где впервые упоминается Звягель и описывается поход Даниила Галицкого против «людей, сидящих за татары», то есть тех горожан, которые платили дань монголо-татарским завоевателям. А речь шла на самом деле о том, кому и сколько они будут платить. И те, кто правил тогда в Звягеле, считали, что лучше иметь дело с чужеземцами...
Археологам на радость, нам - для размышлений Исследователи долго придерживались мнения, что археологическим эквивалентом старинного Звягеля является то место на левом берегу Случи, где была когда-то крепость, теперь там центр современного Новограда-Волынского. Исследования экспедиции Института археологии АН Украины под руководством Звиздецкого свидетельствуют, что древнейшие наслоения датируются здесь не позднее как концом ХV столетия. Итак, это не первооснова города. Поэтому внимание археологов привлекла группа памятников за пять километров от городского центра - на правом берегу Случи. Это два городища и большой неукрепленный поселок между ними. Раскопки 1988 года показали, что основные наслоения здесь насыщены лишь памятниками древнерусской материальной культуры ХІІ-ХІІІ столетий. Оба городища уничтожены в середине ХІІІ столетия. Почти во всех жилищах найдены кости людей со следами насильнической смерти. К радости археологов, здесь люди решили больше не селиться. Это облегчает поиски. В обоих городищах есть находки, которые датируются ІХ-Х веком. Итак, поселениям больше тысячи лет. Среди ценнейших находок - памятники национального значения: диадемы с колтами и перстень, изображение на котором напоминает трезубец.
А о том, что город по возрасту значительно старше чем летописные 750 лет, свидетельствуют найденные в окрестностях Новоград-Волынского греческие изделия и римские монеты І-ІІ столетий нашей эры. Исследователи утверждают, что и в самом деле здесь пролегал торговый путь от Черного к Балтийскому морю. Иностранцы на лодках-однодревках поднимались по Гипанису (Южному Бугу), дальше плыли по притоку Буга - Бужку, затем волоком тянули лодки к верховью Случи и уже по этой реке двигались к Припяти и дальше.
Знание истории родного края городской голова и актив Новоград-Волынского считают основой воспитания патриотизма. Поэтому материалы международной научно-краеведческой конференции, посвященной 750-летию первого летописного упоминания о Звягеле, изданы двухтомником. Благодаря современным информационным технологиям ознакомиться с ними может каждый, кто имеет доступ к Интернету: они размещены на сайте горсовета. Изданы и популярные книги об истории и настоящем Новоград-Волынского. О внимании к прошлому свидетельствует и такое. В связи с юбилеем правительство выделило Новоград-Волынскому 8 миллионов гривен. Больше всего их пошло на ремонт дорог, строительство школы, реконструкцию парка и стадиона. А 80 тысяч решили направить на продолжение археологических раскопок летописного Звягеля. Здесь мечтают создать археологический заповедник на древнем городище, сделать Новоград-Волынский привлекательным для туристов. О поддержке таких инициатив заявили во время празднований и вице-премьер, и председатель облгосадминистрации. А среди событий праздника было и театрализованное действо «Отголосок веков» на летописном городище. Алексей Кавун, "Голос Украины"
В Звягеле над Случем 25 февраля 1871 года родилась Лариса Косач - одна из ярчайших звезд украинской поэзии. У Звягеле ее жизнь еще была незамутненная : она там была здорова, хотя и стройная, там кругом была чудная природа, ее она так любила всю жизнь! Там имелось и хорошее общество взрослых и детей, имелись хорошие по душе развлечения и книжная наука, рассказы старших, туда часто приезжал ее кумир - дядя Михайло (Драгоманов), там она любовалась своим божеством - мамой, когда она сочиняла свои первые книжки (Леся и Миша знали их напамять), разрисовывала свои узоры, собранные с отцом по волостям, это была лучшая, умнейшая, талантливейшая женщина. Летом 1879 года семья Косачей выехала из Новограда. Миша с Лесей очень грустили и скучали по своему детскому обществу и на всю жизнь запомнили воспоминания о звягельском периоде своей жизни, как о лучшем времени. В 1963 по случаю 50 летия с дня смерти Леси Украинки в сохранившемся доме ее детства открыли музей-библиотеку. А в феврале 1971 на 100-летие с дня рождения Леси в Новограде-Волынском открылся литературно-мемориальный музей поэтессы. В пяти комнатах мемориального дома выставлены документы, картины, фотоснимки, мебель, очень много личных вещей семьи и их окружения, даже детские игрушки Леси, воссоздающие атмосферу жизни семьи Косач в Новограде-Волынском. Первая комната - гостинная, дающая представление о состоянии края в 19 веке. Вторая комната - детская комната маленькой Леси, где сохраняются ее личные вещи, украниский костюм, пенальчик, игрушки… Третья комната - кабинет Петра Косача, в нем он трудился (а работал он председателем съезда мировых посредников - по нашему адвокат :) . Здесь же представлена экспозиция литературно-этнографической деятельности Ольги Косач (Олени Пчілки). В следующих комнатах - собрание семейных реликвий Косачей. В 1903 году была сделана пристройка к дому Косачей (винокуром Вейкером). Сейчас в ней экспозиция, освещающая жизненный и творческий путь Леси Украинки. Она прожила всего 42 года, ярких, исполненных страсти, мучений и физических страданий. В этом году исполнилось уже 45 лет с момента открытия музея-колыбели Леси Украинки. За это время проведена огромная научная и краеведческая работы, собрано более 2000 экспонатов основного фонда.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: