Шоанинский храм находится на левом берегу Кубани, чуть ниже Карачаевска, на горе, над посёлком имени Коста Хетагурова (неофициальное название которого — Осетиновка). Гора называется не то Шоана, не то Чуана. Видимо, от названия горы и происходит название храма. Храм стоит недалеко от дороги Черкесск — Карачаевск, однако, если вы едете в горы (скажем, в Домбай или Хурзук), у вас мало шансов заметить его. Сначала он скрывается за горой, а к тому времени, когда его можно было бы увидеть, дорога делает резкий поворот и храм оказывается у вас за спиной. Но кто же смотрит из машины назад? Разве что водитель, но он смотрит на дорогу через зеркала заднего вида, а не разглядывает окрестные горы… Вот и получается, что храм открывается взорам только на обратной дороге. Но день подходит к концу, все уже устали, подниматься к храму уже неохота да и некогда… А ведь этот храм и Аланский храмовый комплекс в Нижнем Архызе являются древнейшими христианскими культовыми постройками на территории России! Историки относят сооружение этих зданий к первой половине X века. Доподлинно неизвестно, который из этих храмов возведён раньше, но табличка на Шоанинском утверждает что он — древнейший. Пусть так и будет.
Теперь немного истории.
В IX—XIII веках на Северном Кавказе существовало государство Алания. По его территории проходили ответвления Великого Шёлкового Пути. Некоторые говорят, что именно этими путями пришло из Византии в Аланию христианство, причём значительно раньше, чем в Киевскую Русь. Столица Алании и центр Аланской епархии располагались в Нижнем Архызе (см. Аланский храмовый комплекс). Предполагается, что церковная иерархия в Аланской епархии была выстроена по византийскому образцу, то есть состояла из нескольких епископств. Историки выделяют Урупскую епископию, Кавказскую, Кубанскую, епископию Ахохия.
Шоанинский храм был центром Кубанской епископии. Рядом с храмом пересекались два торговых пути: один шёл вверх по Кубани и Теберде к Клухорскому перевалу и далее на Сухуми, другой — от Большой Лабы к Кубани, поднимался по Маре к перевалу Гумбаши и далее уходил на Подкумок. Неудивительно, что это место в то время было густо заселено. Защищала поселения могучая крепость, остатки которой сохранились до нашего времени (см. Хумаринское городище). Нарышкин, побывавший здесь в 1867 году, пишет:
«При впадении реки Каракент в Кубань, близ того места, где дорога поворачивает к каменноугольным копям, я осмотрел местность, которая особенно поразила меня тем, что от впадения реки Кубыши в Кубань до самого подножия близлежащих гор вся плоскость покрыта следами многочисленных зданий всякого вида, между которыми ясно виднеются линии улиц и обросшие зеленью фундаменты капитальных стен довольно больших зданий. Вероятно, на этом месте было значительное поселение или город. Тут же находятся разбросанные в разных местах каменные кресты, из которых весьма немногие еще утверждены в своих каменных гнездах, вся эта местность носит название Каракент.»
Надо сказать, что и в наше время берега Кубани заселены почти сплошняком — от Верхнего Каменномоста до Кумыша и ниже.
Белоснежный Шоанинский храм, стоящий на вершине горы, был виден за многие километры. Но очевидно, что он не был городской церковью — для большого прихода Шоанинский храм слишком мал и неудобно расположен. Видимо, на Шоане располагалась резиденция Кубанского епископа, небольшой монастырь и скрипторий — есть сведения, что в Шоанинском храме до XVIII века хранились древние книги. Якоб Рейнеггс, немецкий врач, рассказывает о древнем храме «Шома», где он видел много старинных книг, каким-то образом сумел заполучить две книги, которые впоследствии осели в «Геттингенском Музеуме». Куда пропали остальные книги — неизвестно.
В самом конце XIX века на Шоане открыли мужской монастырь. От монастыря остались остатки строений: кельи, трапезная. Существовал монастырь недолго — закрылся в начале XX века после известных событий 1917 года.
Однако, храм всё пережил, и вот уже тысячу лет стоит на горе. Вы только вдумайтесь: тысячу лет… Да, есть развалины и постарше Шоаны — Колизей, Парфенон, египетские пирамиды… Но это всё — у них. А у нас, на территории России, очень немногие строения могут похвастаться таким почтенным возрастом.
Шоанинский храм стоит того, чтобы его посетить. Тем более, что для прикосновения к древности не надо ехать в Италию, Грецию или Египет. Вот и собирайтесь. Возьмите с собой провизии — недалеко от храма есть отличное место для пикника, с ручьём и кострищем (N 43° 48.147' E 41° 53.158').
От асфальта к храму ведёт грунтовка, которая начинается у гранитной доски с цветным изображением Святого Георгия (точка из заголовка). Если не сможете найти дорогу сами — спросите кого-нибудь, в Осетиновке первый же встречный покажет вам дорогу к храму. Сможет ли по этой дороге проехать ваш автомобиль — не знаю. Спросите у местных. Дороги в горах непостоянные. Позавчера она была, на «Жигулях» ездили, а вчера обвалился склон, или выкатился на дорогу огромный валун и дороги уже нет. Вернее есть, но ехать нельзя. Однако, идти-то можно!
Уастырджыйи хорзӕх уӕ уӕд!
Владельцам автомобилей повышенной проходимости
Существует «партизанская тропа» (вернее, целая система троп), по которой можно проехать от Шоанинского до Сентинского храма. Попробуйте — не пожалеете. Захватывающие и завораживающие виды в изобилии. Для остроты ощущений не берите с собой детальные карты, достаточно и навигатора. (В крайнем случае, вернётесь назад по треку.) Но обязательно выезжайте с полным баком, заправок по пути не будет. Приятно поколбаситься!
Источники информации
Христианство на Северном Кавказе до XV в.: Христианская миссия Византии. Свет христианства из Грузии. Римско-католическая экспансия. / Кузнецов Владимир Александрович. — Владикавказ: Ир, 2002.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: