Моя любовь к воронежскому Белогорью вполне обоснована, и те люди, кто бывал там, поймут меня. Можно, конечно, писать длинные рассказы, рисуя широко известным запасом стандартных эпитетов красоту тамошних краёв. Но лучше уж увидеть это своими глазами :) Попав впервые в зону Белогорья в мае 2005 года, не устаю путешествовать здесь, как только выдаётся такая возможность. В тот день мы с овчаром Бриком ехали в Острогожск. Давно хотели туда съездить, ведь город этот в возрасте, старше него в области только сам Воронеж. По шоссе тому мы ехали впервые. И вот выскакивая из-за очередного поворта, видим мы чудесную картину – ещё один кусочек Белогорья на поверхности :) Справа и слава от дороги меловые горы! И так захотелось мне к этому району привлечь внимание, что решили мы заложить тайник! Да к тому же достопримечательность тут имеется, по всем правилам русского геокешинга и вышло :) Старинное село Солдатское, и храм в нём (название тайника как раз от храма пошло)
* * *
Старинное русское село Солдатское расположено на территории Острогожского района Воронежской области. Во второй половине XVII века для несения службы на Белгородской черте были созданы подвижные солдатские полки. Когда требовалось - солдаты выступали в походы. В свободное от походов время они жили в селах и занимались земледелием. В качестве платы им разрешалось найти порожнюю землю и поселиться на ней. Один из таких поселков, возникший на левом берегу реки Потудани, получил название Солдатское. Большие группы солдат были набраны в полки в 1658 и 1673 гг. В какой период набирали людей, основавших село Солдатское, можно определить по "ревизской сказке" этого села за 1744 г. Там назван однодворец, житель Солдатского Петр Кондратьевич Кокоткин. Он показал в "ревизской сказке", что еще в 1724 г. был отставлен от солдатской службы по старости и кормится отцовской землей. Значит, землю получил его отец. Все это говорит о том, что отец Кокоткина мог попасть в набор солдат еще в 1658 г. и после этого вместе с другими поселился на Потудани. Это могло быть в 1660 г. Тогда и возникло село Солдатское.
__________ _________________ Почему-то многие считают, будто к знаменитым православным святыням или чудотворным иконам надо непременно отправляться на край света. Но земля воронежская в этом отношении не менее благодатна. Дело ведь далеко не в точке на географической карте и не в «популярности» того или иного святого места. Святость - она и есть святость, где бы ни находилась. Село Солдатское расположилось прямо у трассы в Острогожском районе. Село старинное, как почти и вся Острогожчина. Основали Солдатское еще в XVII веке «старые» солдаты, получившие землю в этих местах за свою службу. Недалеко имеются села Ездочное и Сторожевое – названия говорят сами за себя, ведь край обживался в период очередной русской колонизации.
Храм в Солдатском освящен во имя Афанасия Исповедника. А ранее церковь именовалась Архангельской. Что ж, все правильно, в эпоху освоения неспокойного и бурлящего в этническом отношении Дикого поля в нашей воронежской земле возникло весьма и весьма много Архангельских храмов, приделы в коих, как правило, освящались во имя Архангела Михаила.
Церковь в Солдатском, что стоит сейчас, не старая, ей «всего» сто с небольшим лет. Архитектура изящна, и храм выглядит стройным красавцем, стены которого сложены из буро-красного кирпича. Впечатляет колокольня. Афанасьевская церковь, как утверждают местные жители, не закрывалась «ни при советской, ни при немецкой власти». Явление, согласитесь, довольно редкое. Пытались, конечно, храм взорвать в 30-е годы, но мудрый председатель колхоза, хоть человеком слыл и неверующим, однако, как он сам часто повторял, «Бога боявшийся», засыпал в трапезную церкви все зерновые запасы, заявив при этом, что зерно ему хранить больше негде. «Если хотите, взрывайте», – развел руками председатель. Вот так и спасли храм. Подобная практика, кстати, была в те годы весьма и весьма распространенна. С 1943 по 1971 гг. в церкви служил в чине иерея Калугин Николай Васильевич. Трудные годы достались ему. Впрочем, а когда они были легкими для нашего многострадального народа? Калугин-то и оказался свидетелем того, что случилось в Афанасьевской церкви в годы войны. В селе стояли венгерские части. Не сказать, чтобы они уж очень сильно зверствовали, но и в благодеяниях их уж никак не заподозришь. К нашим храмам мадьяры относились скорее пренебрежительно, а то и подчеркнуто издевательски. Незадолго перед отступлением несколько подвыпивших оккупантов заявились в храм Божий. А в Афанасьевской церкви находилась старинная ростовская икона Николая Чудотворца. Венграм захотелось показать, как они презирают нашу веру и наши святыни. Шаг, между прочим, отнюдь на бездумный, а направленная акция, ибо в последнюю страшную войну многие и морально, и физически спасались благодаря вере. Так вот, один из венгерских солдат прикладом ударил по стеклу Святого образа. Удар получился сильным, однако стекло, на удивление, выдержало. Еще удар, еще. И тут задрожала земля, будто от землетрясения, а икона – целехонька. Испуганные вояки удалились и рассказали о случившемся своим товарищам. Те подняли их на смех и предложили продемонстрировать, как надо разбивать иконы. Всей гурьбой ввалились в храм и попытались проделать то же самое. Бесполезно. Образ Николая Чудотворца ничуть не пострадал, лишь малый уголок стекла откололся, зато земля задрожала сильнее. Вскоре в Солдатское пришли советские войска, а у венгров при отступлении погибли только те, кто пытался надругаться над образом Николы Угодника. Образ этот и сейчас находится в храме, в иконостасе с правой стороны. Впоследствии икона прославилась как чудотворная. Не один болящий, впавший в скорбь или уныние, обрел исцеление и утешение после посеще¬ния Афанасьевского храма села Солдатского.
В свое время в Солдатском иногда проживала блаженная Лиза. Всем своим поведением Лиза вызывала насмешки и осуждение прихожан и жителей села. И мало кто догадывался, что блаженная показывала окружающим, кто они на самом деле по своей сути, внешне, может, и искренне, считавшие себя благочестивыми христианами. Поведение блаженной Лизы есть чистейшей воды русское юродство в одном из его высших проявлений. Бывало, Лиза предвидела грядущие события. Умерла она лет около десяти назад, и могила ее есть на сельском кладбище, что рядом с храмом. Не так давно приезжавшие в село поздней осенью паломники сорвали с Лизиной могилы совсем высохшие веточки. Прошло мало времени, и у всех, кто взял эти веточки к себе домой, они зацвели. Причем не в воде, а просто так. Сохранилась и ее каморка, обстановка в которой самая скромная. Да и что материального после пребывания на этой земле могла оставить блаженная Лиза? Иное дело – духовное наследство. Лизу помнят многие. После общения с ней люди зачастую переосмысливали свои жизненные позиции. Наверное, вот так и проявляется благодать Божия, изливаемая на человека. Происходит подобное по-разному, однако часто наша внутренняя слепота мешает нам это видеть, а духовная толстокожесть – впитывать. Далеко за примером ходить не надо. Мы ищем чуда и жаждем святости в дальних краях, не обращая внимание на то, что рядом.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: