(Благодарим Дмитрия Тарасенко за великолепную книгу «Восточный Крым» - благодаря ей, мы узнаем множество чудесных мест в родном Крыму) Есть в Крыму обычный, в принципе, ничем не отличающийся от других, мыс Святого Ильи. Как и многие прибрежные мысы, он опасен для морских путешественников. Однако мыс Ильи опасен вдвойне! Рядом расположенная бухта Двуякорная (по названию ясно, что в этой бухте нельзя укрыться от непогоды, волны заходят сюда с удвоенной силой, потому и приходится в этой бухте ставить корабль на два якоря, а не то сорвет, выбросит на берег, разломает в щепки неосторожный корабль налетевшая с моря буря). А с другой стороны от мыса – приветливая и очень широкая Феодосийская бухта. Феодосия испокон веков - торговый порт. Многие корабли заходят в эту гавань, да вот только и она не спасет от шквалов и порывов морских бурь. Вот тут как раз незнакомым с этими местами путешественникам и приходится туго – мыс Илья – много раз топил корабли своими подводными скалами. Много раз не сумев сориентироваться в ночной мгле или в бурю не разглядев Феодосийскую бухту, приводили капитаны к гибели свои суда – а всему виной мыс Ильи. И, казалось бы, давно уже изобрели люди способ, как обезопасить морские путешествия, а грозные мысы и прибрежные скалы превратить в помощников мореплавателей. Маяки. Многие опасные места освещают, предупреждают эти почти волшебные огни – спасение и радость моряков. И давно бы следовало поставить на мысе Ильи маяк, но только Российский Гидрографический департамент все никак не мог найти денег на строительство. И долго бы еще гибли суда вокруг мыса, если б не случай. В Москве в середине 18 века жила обычная, не слишком богатая, но очень благородная семья – семья Рукавишниковых. И вот к ним, как часто бывает в жизни, пришла беда. Сын Николай заболел туберкулезом. Климат в Крыму, а в особенности в районе Старого Крыма-Феодосии издавна славился именно благоприятностью для лечения легочных заболеваний, и в особенности туберкулеза. У семьи Рукавишниковых была дача, расположенная в Феодосии, и дети часто отдыхали тут, но только в летнее время. Теперь же было решено перевезти больного юношу сюда на постоянное проживание. Мало-помалу, морской климат возвращал Николаю силы. И вот, через какое-то время он полностью выздоровел. В семье это было воспринято как чудо. В благодарность Богу и этой гавани ,которая помогла возвратить к жизни ее сына, мать Николая Евдокия Николаевна решила выстроить маяк. Она давно знала о том, насколько опасен мыс Ильи и как сильно нуждаются моряки в маяке. И вот она подает прошение о финансирования строительства маяка. Через какое-то время она получила одобрение от дирекции маяков на финансирование. К одобрению был приложен план строительства. И вот 1 февраля 1899 на мысе Святого Ильи впервые засветил маяк! Поначалу не хватило денег на колокол, однако со временем их удалось собрать. Есть интересная история, что Евдокия Николаевна начала вязать кошелечки и продавать их в порту. Многие феодосийцы знали, для чего она продает свои кошелечки, покупали их, наполняли деньгами и возвращали обратно. Так очень быстро собрали деньги на установку колокола возле маяка. Первоначально, маячная «башня» была примитивной: деревянная будка на козлах, в которую вставлен осветительный аппарат попеременно мигающими белыми (па 8 миль) и зелеными (на 3 мили) огнями. Рядом, как положено было в то время, висел колокол для подачи при плохой видимости звуковых сигналов. Возле маяка построили жи¬лой дом и хозяйственные службы, вырыли по¬греб для продуктов. Вот так, простая семья, отблагодарила милый сердцу город. А Евдокия Николаевна верила, что теперь никогда не случится несчастий возле мыса Святого Ильи. Когда капитаны сказали ей, что, проходя мимо мыса св. Ильи, они в честь нее снимают перед маяком фуражки, она не выдержала - и заплакала... В 1912 году маяк перестроили, заменив все деревянные части железными. Новой конструкции светооптический аппарат с линзами обеспечивал большую дальность освещения, а вместо колокола в 1910 году на маяке установили двух-тоновую пневматическую сирену. В ноябре 1941 года Феодосию захватили фашисты. На мысе, возле самой башни маяка, они установили артиллерийскую батарею. И когда 30 декабря советский десант высадился в Феодосии, с этой батареи открыли по морякам-десантникам бешеный огонь. Его остановил орудийный залп нашего эсминца «Железняков». Уничтожив вражескую батарею, моряки взорвали, к сожалению, и сам маяк. Командовал артиллерийским расчетом штурман эсминца Смирнов. По иронии судьбы это был тот самый Е. С. Смирнов, который через тридцать лет принял руководство строительством маяков на Черном море! Впрочем, уже и тогда в отряд десантников входила группа гидрографов, их задачей было временное восстановление Ильинского маяка. На санях доставили туда ацетиленовый фонарь с баллонами, зажгли огонь, и маяк заработал, исправно освещая путь нашим кораблям. В 1944 году, после освобождения Феодосии, на месте разбитой взрывами башни установили временный маяк. И только через одиннадцать лет там была построена пятнадцатиметровая круглая башня. Со временем на мысе Святого Ильи заработал еще и радиомаяк, а башню, для лучшей видимости, стали подсвечивать прожекторами. И теперь с высоты 65 метров над уровнем моря подмигивает мо¬рякам белый проблесковый огонь; разлетается береговой свет на 21 милю, приветствует всех, кто в море. (По материалам книги Дмитрия Тарасенко «Восточный Крым»)
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: