Про родник у реки Караульной в деревне Водолазово я слышал раньше, поэтому заехал, чтобы найти. На дороге повстречал местного жителя, который показал где находится родник. Дороги для автомобиля не было, поэтому я решил объехать с другой стороны реки. Сделав небольшой круг, убедился, что там подъезда тоже нет. Уже с другой стороны реки встретил того же местного жителя, который подходил к своему дому. Еще раз поговорили, он сказал, что родник освященный с очень хорошей водой, но придется идти пешком с другой стороны реки. Разговаривали мы возле памятника погибшим в Великую Отечественную войну.
Ее один кружок и я оставил машину на дороге и по тропке дошел до родника. Сруб над родником ветхий. Вода под срубом замерзает, но видно что пробивают лед и воду берут, но пользуются не часто. Рядом есть место с открытой водой, там и попил. После чего поехал в Каменск-Уральский.
Примерно через час, гуляя по центру города, опять встретил того же жителя Водолазово. Прямо чудеса какие-то. Поговорили уже как давно знакомые. Спросил его как называется родник. Оказалось, что названия нет, просто родник. Еще он рассказал, что из родника брали воду и возили в Курган на анализы, оказалось, что вода очень высокого качества. Раньше сруб был в хорошем состоянии и вокруг было проведено благоустройство, но река Караульная вышла из берегов, все затопила, принесла грязь и мусор, поэтому какое-то время родником не пользовались. Поговорили и разошлись. Теперь вот думаю где опять его встречу?
Село с диковинным названием, или Кого у нас в водолазы определили
Привлек мое внимание ойконим (название населенного пункта) — село Водолазово, известное также как Водолазы и Водолазовское. Расположено оно на левом берегу Исети в Катайском районе Курганской области, в пяти километрах от села Колчедан, которое находится уже в Свердловской области. В начале XX века оба села относились к Пермской губернии.
Происхождение многих ойконимов не всегда ясно. Есть названия, которые передаются только устно, и, следовательно, в рассказах старожилов допускаются серьезные расхождения, иногда уводящие в сторону от исторических фактов — так и в нашем случае Итак, Водолазово. Ясно, что это название либо от какого-то события, явления, либо от фамилии Водолазов, которая здесь тоже достаточно распространена. Скажем, благодаря прозвищу некоего местного жителя, которое он заработал, находясь где-то на соответствующей службе. А профессия и слово водолаз древние: так и в старину называли людей, нырявших в воду в поисках каких либо ценностей еще без скафандров и иного снаряжения. Например, в «Снегурочке» Островского Мизгирь говорит, что он «посылал на дно за жемчугом проворных водолазов и вынес мне один зерно такое, какого нет в коронах у царей».
Однако отфамильное образование названия поселения маловероятно, так как для этого нужно сделать слишком много допущений, направить поиск к далеким от наших краев морям или крупным рекам и водоемам. Таким образом, возвращаемся к событию или явлению.
Мне довелось столкнуться с версией, которая весьма распространена и является почти официальной. Объясняют название деревни так: река, в месте, где стоит село, очень быстрая и не замерзает даже зимой (это-то в Сибири-то!), в связи с чем для переправки на другой берег приходится «лазить в воду». А жители получили фамилию уже от названия села, в которой существовала подобная переправа, либо от занятия, которым промышляли местные жители — подталкивать застревающие в водном потоке повозки. Это версия образования ойконима, вроде бы, все объясняет, но есть еще более «романтическая» легенда.
Общаясь с местными жителями, я услышал вариант, объясняющий появившееся название другими событиями, происходившими в 1842 —1843 годах и связанными с «картофельным бунтом». Тогда проходила кампания по навязыванию крестьянам обязанности сажать картошку на своих огородах и принимать ее в пищу. По незнанию первое время применялись в пищу поверхностные плоды (в просторечии «баломбошки») и люди травились, некоторые до смерти. А проводниками этой кампании на местах были священнослужители, люди просвещенные, способствовавшие прогрессу. На них-то и ополчилось местное население, требующее показать «царскую бумагу», где все, наверняка, не так прописано, как попы толкуют. Обвиненным в отравительстве попам устроили купание, продергивая их на веревке подо льдом из проруби в прорубь на широком плесе реки Исети между деревней Бурниной и тем участком берега, где возникло село Водолазово.
Население бунтарного поселения Колчедан за такой самосуд было наказано войсками, а зачинщики были отправлены на каторгу. А память об этом, прямо скажем, неординарном событии запечатлена в названии села Водолазово. Вот такая история.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: