Липецк, известный во всём мире как город металлургов, также по праву можно назвать городом авиаторов. Причём и тот, и другой статус Липецк получил примерно в одно и то же время. Если не брать в расчёт эпоху Петровских заводов, когда Липецк ещё не был городом, то городом металлургов он стал в 1902 году, а история Липецка авиационного начинается в 1912-м.
Первый раз липчане увидели самолёт 20 мая 1912 года. Тогда с городского ипподрома после бегов в липецкое небо на аэроплане «Блерио» поднялся знаменитый лётчик Борис Росинский, которого с лёгкой руки Ленина все знают теперь как «дедушку русской авиации», хотя в 1918 году, когда к нему прилипло это прозвище, Росинскому было всего 33 года. Росинский взлетел только со второй попытки. Липецкий корреспондент «Козловской газеты» рассказывал, что самолёт поднялся на высоту 100 саженей, сделал большой круг около версты диаметром и благополучно приземлился на ипподроме. Зрелище продолжалось три минуты. Это, конечно, было забавой для липчан, но полёт в нашем небе Росинского стал началом авиационной эры для Липецка.
Отсчет истории военной авиации города начался 100 лет назад - 4 ноября 1918 года, когда на городском ипподроме приземлился первый боевой самолет из эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец», пилотируемый Иосифом Башко. Со времен гражданской войны городская окраина постепенно превратилась в один из крупнейших аэроузлов России.
С 1925-го по 1933 год под Липецком располагалась немецкая авиационная школа, реорганизованная в летно-испытательную станцию «Вифупаль». Сотрудничеством с Германией занимался особо секретный аппарат. Штаб значился в секретных документах как «часть А5», где немцы успели испытать больше 30 видов самолетов, авиационное вооружение и оборудование. Эти годы обросли массой слухов, порой даже совсем фантастических, вплоть до испытаний «летающих тарелок».
В 1934-м в Липецке организовали Высшую летно-тактическую школу ВВС РККА. Обучение в ней прошли тысячи авиационных командиров. Уже в Великую Отечественную под Липецком базировались десятки авиачастей и соединений.
- В начале войны главной задачей стало формирование маршевых авиаполков. С 1 июля 1941-го по 28 июня 1942 года Центр отправил на фронт 33 маршевых полка. В Липецке и его окрестностях базировался 591-й истребительный авиаполк. В его составе было три эскадрильи на самолетах МиГ-3, И-152 и И-16. За 1941-й полк сбил 20 самолетов противника, уничтожил около 3, 5 тысячи его солдат, сыграв важную роль в освобождении Ельца и обороне Москвы.
С 1960 года в Липецке базируется Государственный ордена Ленина Краснознаменный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны России имени В. П. Чкалова - известный ныне Липецкий авиацентр. С момента основания здесь освоили свыше 40 типов самолетов и беспилотников. В их числе первые реактивные Ил-28 МиГ-15 и все последующие серийные самолеты, а также беспилотные разведчики «Стриж», «Рейс» и «Крыло». В 1960-м в Центре создали учебный отдел, где подготовили более 60 тысяч офицеров различных специальностей.
Липецкими авиаторами было освоено и исследовано более 100 типов боевых самолетов, в том числе иностранных. Особая гордость центра — герои-летчики, которые обучались или проходили службу в авиационных частях Липецка. Их более трехсот, в том числе 23 — дважды Герои Советского Союза.
В разное время в Липецке прошли обучение 14 космонавтов. Разнообразны и международные связи авиацентра. В 1950-е годы здесь обучались вьетнамские летчики, позднее осваивали современную авиатехнику представители Индии.
Летная профессия предъявляет высочайшие требования к профессиональным и морально-нравственным качествам. Летчики Л. А. Кривенков и С. М. Шерстобитов, Е. И. Захаров и В. И. Новоселов, С. С. Осканов жертвовали собой, спасая жизнь других. В настоящее время визитной карточной центра стали пилотажные группы «Соколы России», «Русские витязи» и «Стрижи».
Личный состав авиацентра участвовал в учениях по испытанию атомной бомбы на Тоцком полигоне. В 1992 году липецкие летчики совершили первый в истории фронтовой авиации перелет в США на самолетах Су-27. Центр многократно участвовал в авиакосмических салонах «МАКС», где летчики на боевых самолетах Су-27, Су-30СМ, Су-35С, МиГ-29 и СУ-34 демонстрировали маневренный воздушный бой, одиночный и групповой пилотаж.
Летный и инженерно-технический состав авиацентра участвует в международном военно-техническом форуме «Армия», в Международной выставке вооружения и военной техники, в крупных международных и российских учениях. Нередко Центр становится базой для совместных учений ВВС России и других стран.