Вырковский промысел, характерный для деревень Вырково и Ярыгино -древний и уникальный феномен Рязанского края.
Искусство изготовления вырковской глиняной игрушки происходит из глубокой древности. Первоначально игрушка была культовым, обрядовым предметом, инструментом древней магии. Позже к детской игрушке-свистульке перешли функции оберега, так как считалось, что свист отпугивает нечистые силы.
Целыми семьями занимались крестьяне гончарством. Тяжелую работу делали мужчины: копали и возили глину, рубили ее и мяли, делали гончарные изделия на ручном кругу, а женщины и дети, начиная с 8-9 лет, лепили игрушки. Затейливыми получались вырковские дудки, которые даже свистели по-разному. Петух давал два звука, высокий и низкий, будто кукарекал, медведь - низкий и долгий, напоминающий рев, свинья издавала короткие низкие звуки, похожие на хрюканье.
Лепили мастера свои игрушки по-разному, собирали по частям из отдельных комочков, кто-то лепили из целого куска глины, но чаще комбинировали форму, рисуя по сырой глине детали лица, орнамент, элементы одежды, волосы и шерсть животных. Мастерили и пустотелые игрушки-свистульки, иногда для красоты или нового звучания в них вставляли камушки.
Излюбленная игрушка вырковских мастеров - конек-дудка. Он бывает двух- и трехголовым, будто едет пара или тройка лошадей.
Расцвет гончарного мастерства в деревне Вырково пришелся на 1930-е годы. Одни мастера лепили животных, другие - фантастические сценки из фольклорных произведений. Иногда художники обращались к жанровым композициям - сценкам пляски, борьбы, ярмарочных гуляний.
Вырковские игрушки, как и посуду местных мастеров, сушили в русских печах на сковородах. Затем украшали светло-коричневой поливой - жидкой глазурью, которую готовили из смеси свинцового сурика, купороса и воды. Наносить поливу было сложно, она часто ложилась пятнами, но естественные подтеки напоминали пятнистую окраску животных. После этого игрушки обжигали в горнах - гончарных печах.
Глиняные игрушки, которые создавали в деревне Вырково, не отличались особым изяществом. Нарочитая грубоватость была их особенной чертой.
Незадолго до Великой Отечественной войны в Выркове был построен гончарный завод, он объединил всех мастеров, но после войны, в быт пришла более дешевая и оптовая заводская посуда.
Постепенно местные жители занимались этим ремеслом все реже. Гончарный промысел изжил себя. Последние вырковские художники Иван Листов и Иван Есин работали до 1960-х годов. Они создавали глиняные вырковские игрушки по заказу российских музеев и коллекционеров.
К концу XX века гончарное искусство в деревне Вырково перестало существовать. Сейчас вырковские игрушки представлены в экспозициях Русского музея в Санкт-Петербурге, Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина и Касимовского историко-культурного музея-заповедника.