Андрей Туполев – советский авиаконструктор, ученый, доктор технических наук. Под его руководством было разработано 150 проектов, построено в металле более 100 типов самолетов, свыше 70 типов их модификаций строились серийно. На его самолетах было установлено 78 мировых рекордов и совершенно 28 уникальных перелетов. Достижения конструктора Андрея Туполева в авиастроении и его заслуги перед отечественной наукой сопоставимы со вкладом Сергея Королева в ракетостроение. Андрей Николаевич стал человеком-эпохой, воспитавшим целое поколение талантливых конструкторов. Что касается признания заслуг, то Андрей Николаевич — трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и шести государственных премий, генерал-полковник инженерных войск, действительный член АН СССР. Награжден 15 орденами, в том числе 8 орденами Ленина, а также 8 медалями Советского Союза. В 1970 году он был избран почетным членом Королевского авиационного общества Великобритании, годом позже — Американского института аэронавтики и астронавтики.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ Гениальный конструктор родился 10 ноября 1888 года в Тверской губернии. Его родное село, которого сейчас нет на карте России, находилось в Кимрском районе и носило название Пустомазово. Андрей рос в многодетной семье сельского нотариуса с казацкими корнями и дворянки. Мальчик был шестым ребенком из семерых братьев и сестер. Чтобы прокормить многочисленное семейство, отец, Николай Иванович Туполев, занимался сельским хозяйством. Сидеть без дела он не позволял никому – все дети были приобщены к труду. Как вспоминал сам авиаконструктор, с малых лет он ходил за плугом, учился столярничать и обрабатывать металлы. Навыки, приобретенные в детстве, пригодились парню и во время обучения в Тверской гимназии, и в высшем Императорском техническом училище Москвы, куда он поступил в 1908 году. Во время учебы в московском техническом училище талантливого студента заметил основоположник гидро– и аэродинамики Николай Егорович Жуковский. Он доверил молодому Туполеву аэродинамическую лабораторию. В 1910 году начинающий конструктор в первый раз сел за штурвал построенного с друзьями планера, пересек Яузу и осуществил посадку в Лефортово. Студенческие годы Андрея пришлись на начало 20 века. Тогда, исполненный патриотизма, он увлекся революционными идеями и пополнил ряды эсеров. Туполев был арестован по обвинению в распространении запрещенной литературы. Из-под стражи его освободили, когда скончался отец, но принудительно выслали в родное село. Завершить обучение и получить диплом о высшем образовании авиаконструктор смог лишь в 30-летнем возрасте.
КОНСТРУКТОРСКАЯ РАБОТА Андрей Туполев совместно со своим учителем Николаем Жуковским достучались до руководства молодой советской страны и убедили его в необходимости развивать отечественную авиационную промышленность. Кроме того, они привели доводы, подтверждающие целесообразность использования цельнометаллических конструкций в производстве авиационных судов. С тех пор самолеты стали строить из легкого, но прочного дюралюминия, а дерево и тяжелое железо остались в прошлом. В названиях серий советских воздушных судов АНТ и Ту использованы инициалы Туполева и начальные буквы его фамилии. Беспосадочные перелеты Валерия Чкалова по маршрутам Москва – Северный Полюс – США и Москва – остров Удд состоялись именно на самолете АНТ-25, разработанном Туполевым. В 1935 году с самолетом той же серии случился казус. Летчик Сигизмунд Леваневский должен был совершить громко анонсированный перелет Москва – Северный полюс — Сан-Франциско, в честь которого даже была выпущена почтовая марка. Однако, на 2000-м километре обнаружилась протечка масла и пилотам пришлось прервать полет, сев под Новгородом. В кабинете Сталина Леваневский обвинил Туполева во вредительстве и в том, что тот сознательно строит плохие самолёты. Андрея Николаевича вместе с женой арестовали в 1937 году. К обвинениям во вредительстве добавилось подозрение в тесном сотрудничестве с разведкой Франции и создании антисоветского движения. В заключении Туполева не избивали, но издевались, заставляя стоять по несколько часов. Поначалу конструктор согласился со всеми выдвинутыми обвинениями, но вскоре подал на их обжалование. Советский суд назначил Туполеву 15 лет лишения свободы, но через некоторое время условия содержания стали помягче. Андрея Николаевича и других специалистов, отбывавших срок в Бутырской тюрьме, перевели в шарашку. В этих заведениях содержались ученые, научные работники, технические специалисты, которые должны были искупать вину перед Родиной инженерным трудом. Здесь заключенных довольно хорошо кормили, но с семьями видеться не позволяли. В начале Великой Отечественной войны Туполев был освобожден, а в 1955 году полностью реабилитирован. Плод инженерной мысли Туполева и его КБ — пикирующий бомбардировщик Ту-2 стал мощнейшим оружием для поражения врага в небе. Около 750 самолетов этой серии сражались за долгожданную победу в этой страшной войне. После окончания ВОВ конструкторское бюро под руководством А.Н. Туполева создало еще один бомбардировщик – самолет Ту-4. Вклад Андрея Николаевича в гражданское авиастроение не менее существенный, чем в военное. Реактивный гражданский самолет Ту-104 стал первым воздушным судном подобного класса в Советском Союзе. Первый в мире сверхзвуковой пассажирский Ту-144, изображение которого красовалось на почтовой марке 1969 года, также является результатом разработок гениального конструктора. В 1970-х годах КБ, основанное Туполевым, но уже под началом конструктора Валентина Близнюка, представило разработку Ту-160 – бомбардировщика-ракетоносца с регулируемой геометрией крыла.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ Во время Первой мировой войны Туполев работал в госпитале медбратом, там он и познакомился с будущей супругой Юлией. Вскоре влюбленные подали заявление и ЗАГС, и молодой зять переехал в квартиру тещи. Мать Юлии имела дворянские корни, и поначалу отнеслась к избраннику дочери настороженно. Ее сердце постепенно оттаяло, когда Андрей решил вопрос с горячим водоснабжением и построил печку. Супруга стала надежным тылом в личной жизни Туполева: она помогала ему с переводами, занималась внутренним дизайном самолетов серии Ту, подбирала осветительные приборы и обивку салона. В более зрелом возрасте она была верным спутником мужа в заграничных командировках. В честь Юлии Николаевны конструктор назвал дочку и внучку. В круг общения талантливого изобретателя входили такие известные личности, как министр авиапрома Петр Дементьев, министр обороны Дмитрий Устинов, поэт Сергей Михалков. Благодаря дружбе с автором слов Гимна СССР в детской библиотеке внуков Туполева были книги про трех поросят и самого высокого милиционера с автографами Михалкова. В свободное время Андрей Николаевич занимался садом и выбирался на охоту. Любил мастерить деревянные игрушки, которыми с удовольствием играли его дети и внуки. Многие из потомков Туполева связали свою карьеру с авиастроительной отраслью. Сын Алексей с юношеских лет трудился в конструкторском бюро отца, занимался разработкой хвостовой части законцовки фюзеляжа самолета Ту-2. Перед распадом СССР работал в МАИ на должности руководителя кафедры аэродинамики, где участвовал в создании сверхзвукового гражданского самолета. Внук конструктора, дедушкин тезка, сейчас работает в ОАО «Туполев», где руководит центром маркетинговых исследований.
СМЕРТЬ Еще в далеких 20-х годах прошлого века Туполев, переболевший туберкулезом, перенес операцию по удалению легкого. Доктора сообщили, что жить с одним легким можно, но необходимо беречь себя от перегрузок. Содержание в тюремных условиях негативно сказались на болезни, вызвав рецидив. Андрей Николаевич умер в ночь на 23 декабря 1972 года. Накануне он был в хорошем настроении, шутил и планировал поездку в Крым. Великий советский авиаконструктор похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.
ТУПОЛЕВ В КАЗАНИ
В 1930-х годах Туполев становится признанным в мире авиаконструктором, а разработанные в его ОКБ бомбардировщики АНТ-4, АНТ-6 и АНТ-40 (СБ) составляли основу вооружения Красной армии. В стране и за ее пределами были известны и гражданские самолеты, а также самый тяжелый в мире агитсамолет «Максим Горький» — последний самолет с гофрированной обшивкой. В 1936 году Андрей Николаевич был назначен главным инженером и первым заместителем начальника Глававиапрома. Он много ездит по стране, интересуется ходом строительства новых авиационных заводов и реконструкций имеющихся. Побывав в Казани, он оценил проект, по которому возводился завод в нашем городе, как очень перспективный. Андрей Николаевич не раз приезжал сюда, на казанский завод. После гибели авиаконструктора Петлякова 6 января 1942 года Туполев курировал самолет Пе-2, строившийся на Казанском авиационном заводе. Андрей Николаевич дважды приезжал в Казань и был в аэродинамической лаборатории КАИ, в 1941–1943 годах — единственной в стране. Здесь проводились испытания модели очередной модификации Пе-2. В апреле 1944 года он лично руководил испытаниями по исследованию спектров обтекания потоком воздуха крыльев и оперения самолета. По результатам личных наблюдений Туполев выработал рекомендации по совершенствованию обводов самолета, в частности крыла. Они немедленно были внедрены в серийную машину. В 1947 году, когда Казанскому авиационному заводу поручили строить самолет Ту-4, Андрей Николаевич приехал в Казань и лично руководил завершающим этапом строительства первых самолетов этой марки. Это было вызвано тем, что Ту-4 строился в экстремальных условиях: нужно было в кратчайшие сроки спроектировать и построить тяжелый стратегический бомбардировщик для доставки атомной бомбы.
АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ ТУПОЛЕВА
Сначала институту было присвоено имя Баранова. Баранов Петр Ионович был заместителем председателя наркома тяжелой промышленности СССР. Наркомом был Орджоникидзе. Баранов со стороны наркомата тяжмаша занимался строительством Казанского авиационного завода. Это он закупал лицензию на строительство, курировал завод. В 1931 году предприятие начали строить. Когда в 1932 году Баранов приехал в Казань посмотреть, как идут дела, тогда и возник вопрос об открытии в Казани авиационного института, который будет готовить для него кадры. Петр Ионович отправился в наш обком партии — и вопрос был решен. По возвращении его в Москву был издан соответствующий приказ по Глававиапрому наркомата тяжелой промышленности. Но документы эти до нас не дошли — руководителей обкома репрессировали, но приказ по наркомату все-таки остался. Так что 5 марта 1932 года считается днем рождения КАИ. Приказом было предусмотрено создать институт в составе двух отделений — аэродинамического и самолетостроительного. Дело в том, что университет чуть раньше уже стал готовиться к обучению будущих кадров для авиазавода. И аэродинамическое отделение в нем было создано. Когда это решение состоялось, студенты уже учились на третьем курсе. Они были переведены в новый институт. Это были теоретики, а новое самолетостроительное отделение готовило для авиазавода инженеров для непосредственного создания машин. Набор и ученый процесс осуществлялись на, так сказать, добровольно-принудительных началах, как и многое другое в стране тех времен. Ректор каждого казанского вуза получал задание провести соответствующую работу среди студентов и направить их на наиболее востребованные профессии. Осенью 1933 года Баранов погиб в авиакатастрофе, когда летел на соревнования в Коктебель. В институте состоялся траурный митинг, а потом было принято решение просить правительство страны присвоить учебному заведению имя Баранова, что и было сделано. Институт довольно долго носил его имя — порядка 20 лет. Потом в стране, как известно, начались события, связанные с болезнью Сталина, повсюду искали врагов народа, в начале 1950-х в Казань приехала комиссия, которая приняла решение о снятии имени Баранова с КАИ. И только 17 мая 1973 года за большие заслуги в подготовке инженерных кадров для авиационной промышленности и в научно-исследовательской работе по проблемам этой отрасли решением Совета министров СССР Казанскому авиационному институту было присвоено имя выдающегося советского авиаконструктора, академика Андрея Николаевича Туполева. Как известно, всего две организации были удостоены этой высокой чести: ОКБ, которое Андрей Николаевич создал и которым руководил на протяжении 50 лет, и КАИ.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: