Здесь я познакомился с типом сибирского купца тогдашнего времени; в обществе … скромен и сдержан, всегда, как говорится с камнем за пазухой, в делах прозорлив, смел и ловок, в доме истинно, «по-сибирски» гостеприимен и радушен, хороший семьянин, дозволяющий себе за порогом семейным, в кругу своей братии широкий разгул, а на ярмарках полнейшую разнузданность во всех отношениях, будто семья не существует…» В. В. Струве
Мариинск - один из старейших городов Кемеровской области, образованный в 1698 году, тогда еще как село Кийское, первое название связано с расположением города, находящегося на реке Кия. 6 декабря 1856 года с. Кийское получило статус города, а в 1857 году «с высочайшего соизволения императора Александра II» город Кийск был переименован в Мариинск в честь императрицы Марии Александровны, жены императора.
Центр золотопромышленности и торговли, Мариинск бурно развивался, особенно в XIX веке. Здесь процветала торговля самыми разными товарами. Крупнейшие магазины и лавки располагались на Большой Московской улице. Купцы Мариинска имели и промышленные предприятия. Известно, что Трифон Тимофеевич Савельев, который также был первым городским головой Мариинска, владел пивоваренным и мыловаренным заводами, заводом фруктовых вод. С.М. Гурьевич имел кожевенное, пимокатное производство. Он же построил городскую баню, которая сохранилась и поныне. Купец Чеботарев располагал легковым и грузовым транспортом, поэтому занимался перевозкой пассажиров и грузов. У Л.Д. Прейсмана была типография в Мариинске – единственная в то время на территории всего современного Кузбасса. Там печатались бухгалтерские книги, статистический сборник «Вопросы Мариинского уезда», реклама, афиши и многое другое. В особенности типография Прейсмана прославилась выпускаемым альманахом «Окрошка».
Крупнейшими хлеботорговцами в Мариинске в конце XIX – начале ХХ века являлись купцы Черноловские, Гуревичи, Миненко, Кухтерины. С хлеботорговлей было тесно связано винокурение. Крупнейшим виноторговцем Мариинска считался купец Чердынцев.
Огромную роль в градостроительстве и развитии города сыграли купцы. Благодаря их щедрым вкладам, в Мариинске была открыта первая на территории современного Кузбасса женская гимназия. В то же время на частные капиталы действовали два приходских училища и церковно-приходская школа, два еврейских училища, «частное мужское учебное заведение 1-го разряда», ремесленное училище и кооперативная школа, одна общественная богадельня, аптека, попечительство при Никольском соборе, общественная городская лечебница, ночлежный дом – немало для 20-тысячного уездного города. Еврейский предприниматель Лейба (Леонтий) Манусович открыл в Мариинске и самый первый кинотеатр Кузбасса. Это был немой - как его называли в те времена - частный «электротеатр», носивший пафосное название «Фурор».
Благотворительность была неотъемлемой чертой мариинского купечества. В первую очередь купцы жертвовали на церковные нужды. В 1824 году в Мариинске построен каменный собор в честь Николы Мирликийского. Колокола собора отлиты из меди, покрыты слоем золота. Это был подарок городу от купца Юдалевича, о чём свидетельствовала гравировка на колоколе. А в 1914 году опять-таки купечество установило перед собором бюст Александра II, посвящённый 50-летию отмены крепостного права.
Купцами в Мариинске были построены и снабжены кладбищенская церковь, польский костёл и еврейская синагога. Кроме того, церкви, часовни сооружались и в отдалённых от города местах, где купцы занимались промыслами, торговлей.
Крупный золотопромышленник Петр Савельев пожертвовал пять тысяч рублей Никольскому собору. Он же входил в попечительский совет мариинской женской гимназии, брал все её расходы на себя; выделял Савельев средства и мужскому учебному заведению, и ремесленному училищу Мариинска.
При непосредственном участии местного купечества в Мариинске впервые в Кузбассе появляются многочисленные общества и комитеты (библиотечное, пожарное, музыкально-драматическое, попечительства о просвещении и народной трезвости, изучения Сибири и пр.) тоже были образованы здесь. Только добровольных пожарных дружин было целых две – «Вольное пожарное общество» и «Общество охотников городской пожарной команды». Это, не говоря уже о кредитных и страховых общественных предприятиях, успешно заменявших банки. Словом, имелось развитое гражданское общество.
Стремление получать признание и уважение общества играло огромную роль в жизни любого купца. Самые яркие, самые достойные и передовые вели между собой настоящую борьбу за право называться лучшими. Здесь имело значение все - деньги, активность, порядочность, образованность и другие качества. Каждый хотел показать себя лучше других, получить звание почетного жителя города и медаль. Мариинские купцы задавали ритм жизни, вся сила была сосредоточена в них, всюду они были на первом месте и это дает точное понимание того, что вся сила управления жизнью города была в «купеческих карманах».
В «Музее истории города Мариинска» мариинскому купечеству посвящено несколько экспозиционных залов, это обусловлено тем, что социальное лицо города в конце XIX — начала ХХ в. было преимущественно купеческим: 193 купца I и II гильдий, 117 лавок на 2500 жителей.
Таким образом, Мариинск был прародителем появления и развития всей торговли, предпринимательского дела на территории современного Кузбасса. Экспозиционные залы созданы в атмосфере конца XIX – начала XX веков и в совокупности сохраняют композиционное единство, открывающее перед посетителями сложный и интересный мир мариинских купцов уездного города. Отличаются исторической составляющей, строгостью, функциональностью и художественным вкусом, которые служат основными характеристиками обстановки экспозиции.
В экспозиции представлен список купцов города и создан портретный ряд ярких представителей мариинского купечества;
1-й зал представлен в виде фотогалереи мариинских купцов под общим заголовком «Мариинские купцы - добродетели и меценаты» с информацией об их личном вкладе в развитие уездного города.
2 зал: «Интерьер купеческого дома» представлен в виде небольших зон - гостиная, рабочий кабинет. Подлинные предметы быта того времени позволяют почувствовать деловой стиль и размеренность ушедшей эпохи.
К концу XIX века возникла новая формация купечества - образованных и интеллигентных предпринимателей, нередко увлеченных искусством, собиранием старых книг, икон, картин, много занимавшихся благотворительностью.
Чудиновских, будучи мещанином, держал торговую лавку. Традиционная обстановка кабинета хозяина рассказывает о его увлечениях и пристрастиях. Здесь нашли свое место письменный стол и кресло, шкатулка для сигар и переносной сейф, письменные принадлежности, коммерческие журналы, книги и журналы.
Кофейный столик рядом с окном, из которого видна часть улицы Большой-Московской (ныне ул. Ленина) и базарная площадь. В часы отдыха использовался для настольных коммерческих и домашних игр в небольшой компании. Азартные игры преследовались законом, поэтому играть «по-крупному» гости уходили в кабинет хозяина, куда дамы не приглашались. Карточные долги в XIX веке считались «долгом чести», отдавать их приличия требовали в первую очередь.
3 зал: «Трактиръ на Большой-Московской». Трактир в Мариинске - заведение невысокого уровня для городской публики. Частыми гостями, как правило, были путешественники, проезжающие по тракту, извозчики. Обслуживанием посетителей в трактирах занимались «половые».
Лицом «трактира» обычно является его витрина – как водится, более броская и яркая, чем у конкурента. В экспозицию встроена барная стойка для оформления заказа. Здесь же прейскуранты, знакомящие покупателя с ассортиментом. Экспозиция одновременно стилизована под чайную начала ХХ века. В зале деревянный стол с лавками. На столе – самовар, посуда.
Экспозиция «Трактиръ на Большой-Московской» направлена на работу с посетителями, на их знакомство с культурой пития. Здесь же проходят выставки по чайной тематике, костюмированные мероприятий с традиционным купеческим чаепитием.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: