История храма Ахтырской иконы Божией матери села Пигулино интересна уже тем, что сохранился текст храмозданной грамоты этого храма. Храмозданная грамота— это архиерейская благословенная грамота, которая регламентировала строительство и освящение православных храмов.
Но обо всем по порядку.
В начале девятнадцатого века семья помещиков Лыкошиных владела усадьбой в селе Пигулино в Бельском уезде. Первое письменное упоминание о деревне Пигулино относится к 1779 году, когда она принадлежала Марии Петровне, вдове подпоручика Алексея Михайловича Коротнева. В те годы усадебного дома на городской земле не было.
В 1805 году титулярный советник Богдан Михайлович Лыкошин подавал прошение в Священный Синод, в котором просил разрешить возведение в Пигулино нового каменного храма.
«Храмозданная» грамота была дана 23 июня 1806 года.
Этот документ, подписанный епископом Серафимом (Глаголевским; 1757- 1843гг.), хранится в семейном архиве Лыкошиных.
Вот его текст : "Божиею милостию Смиренный Серафим, Епископ Смоленский и Дорогобужский. По благодати и дару и власти Всесвятаго и Животворящаяго Духа данной нам, от самаго Великаго Архиерея, Господа Нашего Иисуса Христа, чрез Святыя Его и Священныя Апостолы, и их наместники, и преемники, благословили мы по указу Святейшаго Правительствующаго Синода, а по прошению Смоленской губернии Вяземскаго уезда помещика Коллежскаго Асессора Богдана Михайловича сына Лыкошина онаго ж Вяземскаго уезда в вотчинном его сельце Пигулине вновь каменную приходскую во имя Ахтырской Божией Матери церковь устроить, собственным его Лыкошина коштом. По подобию прочих Святых благочестивых обетных церквей, при начатии строения по церковному чиноположению, освятя место, заладить города Вязьмы Протоиерею и Благочинному Степану Гарянскому. А по устроении оной церкви, внутри зделать иконостас, с царскими вратами, северными и южными дверьми. И поставить Святыя иконы, искуснаго живописнаго изображения, и по чину церковнаго узаконения, а притом убрать подобоющим церковным благолепием добропорядочно. В алтаре пред царскими вратами устроить престол в указанную меру, в вышину Аршина шести вершков с дскою, в длину Аршина осьми вершков, в ширину Аршина четырех вершков. И чтоб оный престол был длиною от северных к южным дверям. А шириною от царских врат к Горнему месту. При оном престоле с левой стороны сделать жертвенник в надлежащую пропорцию. Ко священнослужению потребныя сосуды изготовить сребреныя позлащенныя. Алтарныя одежды, священнослужительские облачения исправить из приличной хорошей материи; и книгами всего круга удовольствовать. Когда же помянутая церковь построится, и к освящению и священнгослужению изготовлена будет, тогда оную от Вяземскаго Духовнаго правления освидетельствовать и ту опись прислать к нам в разсмотрение".
Храм в честь Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы заложили на небольшом пригорке на левом берегу речки Лужня, но строительство приостановили и возобновили только после 1812 года, когда все уезды Смоленщины начали оправляться от нашествия французов. К главному престолу, указанному в грамоте, добавили приделы в честь Сошествия Святаго Духа на Апостолов и во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Долгое время служба проводилась в приделах храма освященных в 1819 году, при епископе Смоленском и Дорогобужском Иосафе (Сретенском). А в 1851 году завершили и освятили Ахтырский престол на средства нового владельца усадьбы, капитана Дмитрия Ивановича Микулина, при епископе Смоленском и Дорогобужском Тимофее (Вещезерове). Из Москвы привезли и установили иконостас, выполненный живописцем, членом Академии Художеств Мягковым.
С тех пор село Пигулино часто называли Ахтыркой.
Еще в конце девятнадцатого века в ризнице храма хранились облачение и утварь, пожертвованные семьями Лыкошиных, Нахимовых, Микулиных и других ктиторов. В 1901 году прихожане пожертвовали в Ахтырскую церковь колокол весом 103 пуда 4 фунта ( около 1851 кг) и металлические вызолоченные хоругви. В 1910 году , как и ныне, к югу от храма размещались дом священника и сторожка. В советский период храм практически не закрывался.
В документах Вяземской уездной милиции за 1924 г. сохранилась опись Пигулинской церкви составленная в 1919 году настоятелем протоиереем Михаилом Смирновым. В храме хранились : три серебряных вызолоченных чаши для причащения; две серебряных дарохранительницы; три больших Евангелия в переплетах с металлическими украшениями; три больших металлических напрестольных креста; шесть хоругвей; двадцать восемь подсвешников; пятьдесят восемь икон, некоторые в металлических окладах; шестнадцать священнических и шесть диаконских облачений; более двухсот книг богослужебного и духовного содержания; пять колоколов. До середины 1990 годов в храме находилась чтимая Ахтырская икона Пресвятой Богородицы.
На местном кладбище к западу от храма, на правом берегу речки Лужня, Лыкошиными в первой половине девятнадцатого века поставлена небольшая каменная часовня, в которую заносили покойников перед погребением. Она сохранилась до нашего времени. Говорят, что она выстроена одним из помещиков Лыкошиных в благодарность за спасение от гибели при переправе через реку. Дата постройки - не позже 1820г
Богдан Михайлович Лыкошин проявлял большую заботу и о достойном образовании детей из окрестных сел и деревень.В середине ноября 1820 года он решил устроить в Пигулино приходское училище для детей духовного звания, так как знал, какие проблемы возникали в их воспитании. Он обратился с прошением к епископу Смоленскому и Дорогобужскому Иосафу (Сретенскому). В нем писал, что он, как богатый и одинокий человек, может пожертвовать для открываемого училища полторы десятины земля около храма и новый «обширный деревянный дом, который снабжен, был мебелью и всеми кухонными и столовыми принадлежностями и украшен десятью большими стенными картинами нравственного и религиозного содержания». Богдан Михайлович Лыкошин брал на себя содержание, до конца своей жизни, восьми бедных воспитанников. Давал для училища топливо и назначал « для услуги трех крепостных человек: одного для приготовления пищи, другого для отправления собственно служительской должности и третьего, как человека знакомого с фельдшерским искусством, для ухода за больными».
В декабре 1820 года епископ Иоасаф направил ходатайство в Священный Синод « об открытии на прописанных условиях приходского училища в селе Ахтырке и о принятии его в число штатных училищ» .
В феврале 1821 года решением Смоленского Семинарского Правления в присутствии ректора Смоленской семинарии архимандрита Сильвестра училище открыли. В делах Семинарского Правления хранился план дома, вместимостью на сорок человек. Кроме классов и помещений для учеников, в нем были предусмотрены комнаты и для учителей. Отдельно находились: кухня, кладовая, сараи, погреб, хозяйственный двор и баня. Смотрителем училища и учителем второго класса утвердили настоятеля Ахтырского храма иерея Николая Соколова, окончившего Смоленскую семинарию в 1819 году. В 1826 году, за ревностную службу на ниве образования, епископом Смоленским и Дорогобужским Иосифом ( Величковским; 1773-1851гг.), его возвели в сан протоиерея. Учителем первого класса назначили второго священника Ахтырского храма Михаила Розова. Он окончил Смоленскую семинарию и был рукоположен в 1821 году. В 1825 году его по собственному прошению перевели в Преображенский собор города Ельни. На его место в 1825 году вторым священником и учителем назначили выпускника Смоленской семинарии Иоанна Белявского, в 1833 году перемещенного на новое место. В храме и училище его заменил воспитанник Смоленской семинарии отец Михаил Орлов. В 1830 году при обозрении епархии Ахтырское училище посетил епископ Смоленский и Дорогобужский Иоасаф (Величковский). Кроме Богдана Михайловича Лыкошина « усердно пекущегося о состоянии училища» на встрече присутствовали – протоиерей Николай Соколов, смотритель епархиальных училищ и протоиерей Троицкий, ректор Вяземского духовного училища. На публичные испытания (экзамены) Богдан Михайлович часто приглашал помещиков из соседних сел, распологая их к пожертвованиям в пользу бедных учеников. В разные годы число учеников в Ахтырском училище колебалось от двадцати пяти до тридцати четырех человек. По окончании обучения их переводили в Вяземское уездное училище.
В 1836 году расположением Комиссии духовных училищ Ахтырское училище обследовали и закрыли. Учащихся перевели в город Вязму. Туда же перевели все имущество, библиотеку и архив. В учебном корпусе открыли приходскую школу под руководством протоиерея Николая Соколова. За безупречную пятнадцатилетнюю службу ему благословили пользоваться полтора десятинами бывшей училищной земли. Ахтырское духовное училище оказало большую помощь духовенству в воспитании детей не только Бельского уезда, но и других местностей, прилегающих к нему. К сожалению, переменившиеся обстоятельства жизни попечителя училища, Богдана Михайловича Лыкошина, продажа его имения в конце 1830 годов не дали возмежности к более продолжительному существованию этого благодетельного учреждения.
В середине девятнадцатого века в Пигулино числилось тридцать пять дворов, в которых проживали 129 мужчин и 138 женщин. Последним владельцем усадьбы был отставной ротмистр Алексей Николаевич Тугаринов, начальник 4-го 4участка земства Вяземского уезда. В 1924 году в бывшем усадебном деревянном доме большевики устроили народный театр и почту. В последствии он пришел в запустение, и его разобрали.
До настоящего времени частично сохранились росписи в стиле классицизма середины XIX века в куполе и на паперти. И еще – до середины 1990-х годов в храме по-прежнему хранилась Ахтырская икона Пресвятой Богородицы.
Сейчас храм действующий. И есть у него один интересный факт: в приделе в честь Сошествия Святаго Духа на Апостолов теперь располагаются мемориальные доски с фамилиями 1775 ополченцев 13ДНО (подробнее - о 13ДНО в тайнике "Выстоять!").
Рядом со списками погибших бойцов висит икона Божьей Матери, на которой изображены ополченцы, защищавшие Москву. Этот мемориальный зал - историческая достопримечательность, в которой впервые были отпеты погибшие и пропавшие без вести участники Ростокинского ополчения и где теперь регулярно проходят службы об их поминовении.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: