Легенда об Омском метро [VI/32411]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Техноген
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Омская обл.
Ближайший нас.пункт
Омск
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 3
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
тут долбыть вход в вестибюль станции
тут долбыть вход в вестибюль станции
Станция Библиотека им. Пушкина.Фото из интернета.
Станция Библиотека им. Пушкина.Фото из интернета.
Тонели под метромостом. Фото из интернета
Тонели под метромостом. Фото из интернета
Автор: Kesha&Ko
Создан: 27.09.2024
Опубликован: 05.11.2024
(отредактирован: 05.11.2024)
Компаньоны: Синяя Птица

Описание окружающей местности

В конце сентября 2024 судьба нас с Синей Птицей занесла на пару дней в Омск. На самом деле мы не первый раз в этом сибирским городе-миллионнике. Про прошлые разы все время проезжали  его транзитом, заруливая всего на несколько часов. На этот раз прибыли в Омск на самолете. И остались с ночёвками. Так что передвигались по городу на общественном транспорте и пешком. И вот, топая по улице вдруг увидели подземный переход, с характерной такой для жителей столиц буковкой «М» на входом. Что это??? Метро??? Но ведь в Омске, нет метро… Наземный транспорт развит отлично, но подземного нет… Для чего же тут «М»?

Тут я вспомнил, что где –то читал, что в Омске начали было строить метро, но так и не достроили.  Стало любопытно, покопался в интернете и вот что выяснил…

В 1979 году население этого сибирского города на реке Иртыш перевалило  отметку в один миллион человек. А в СССР существовало такое негласное правило: как только население города переваливает за 1 миллион жителей, затевалась стройка подземки. Ибо метро – атрибут мегаполиса. Однако далеко не все города миллионники бывшего Советского Союза, смогли это своё право реализовать. В Российской Федерации, в постсоветское время вообще только в одном из городов метро было построено уже после развала Союза – это Казань. Хотя после 1991 года строительство метро было начато ещё и в Челябинске, Красноярске, Уфе и … Омске.

Так вот в Омске, согласовывать постройку метрополитена начали с конца 70хх годов. Однако реальные работы по строительству подземной железной дороги начались только в 1992 году. Первым делом планировалось строить одну линию метро длиной 6,85 км с шестью станциями. Предполагалось, что первая ветка Омского метрополитена свяжет между собой станции южного промышленного квартала города и его центр, где конечная станция должна была находиться на улице маршала Жукова. Но, «девяностые», отнюдь не лучшее время для глобальных проектов. Надежда была только на федеральное финансирование, своих денег у Омска на это не было. Вначале планировалось пустить метро в 1997 году, а затем строки стали всё время откладываться. Планы и проекты неоднократно менялись, да ещё и получалось, что схемы устаревали быстрее, чем приходили в город деньги на постройку метро.

В 2003 году изначальные планы строительства были существенно откорректированы. В новый план включили метромост для связи берегов Иртыша и 4 станции по обе стороны от него — одну на правом берегу и три на левом берегу. Тогда же работы по строительству Омского метрополитена активизировались, а губернатор области Полежаев объявил во всеуслышание, что метро откроют  1 июля 2008 года.

И действительно, комбинированный двухъярусный авто-метро-мост был построен и открыт для автомобильного движения  18 октября 2005 года. Но именно, для автомобильного движения. Автомобили движутся по верхнему ярусу, где расположена шестиполосная проезжая часть шириной 32 метра. А на нижнем – два пустующих тоннеля с железнодорожными путями. Планировалось, что в 2008 году возможности нового моста будут использоваться на 100% и по нему пойдут первые поезда метро — от «Библиотеки им. Пушкина» до «Заречной», однако, как мы знаем, этого не случилось. Правда строительство перегонных тоннелей под подходами к метромосту было выполнено.

Тогда же, к октябрю 2008 году были завершены основные работы по строительству станции метрополитена «Библиотека имени Пушкина». У односводчатой станции подготовили задел под второй вестибюль, была обеспечена возможность продления тоннелей, а также возведены необходимые вентиляционные сооружения.

В 2010 году была почти готова станция «Библиотека имени Пушкина» и тоннель от неё до станции «Заречная» (включая метромост). В этом же году город получил из федерального бюджета миллиард рублей на продолжение строительства.

2 сентября 2011 года состоялось открытие подземного перехода и вестибюля этой станции. Того самого перехода, над которым и по сей день красуется буква «М». Также в  2011 года на полученные деньги был куплен проходческий щит «Lovat», и снова начались работы на перегоне между станциями «Кристалл» и «Заречная». В августе 2012 года пробили полуторакилометровый тоннель в одну сторону и развернули щит, для строительства второго тоннеля в обратном направлении. Но в 2013 году строительство опять остановилось.

В 2013 году в очередной раз пересмотрели проект. В новой версии проекта от остались только пять станций из 57, которые предлагалось построить на заре воплощения идеи в жизнь – «Пушкинская», «Заречная», «Кристалл», «Соборная», «Проспект Рокоссовского».

Но довольно вскоре, уже в начале 2014 года, началось очередное активное обсуждение идеи переформатирования омского метро, поскольку даже инновационный вариант не отвечал финансовым возможностям и транспортным потребностям города. Была названа новая сумма, необходимая для достройки классического метро — 24 млрд рублей без учёта цены подвижного состава. Эта сумма являлась неподъёмной для бюджета  Омска. Появились идеи превратить недостроенное метро в довольно странную единую рельсовую систему, объединенную с наземным трамваем.

В декабре 2017 года строительство окончательно решили законсервировать, выделив для этого из регионального бюджета 800 млн рублей. При этом, по состоянию на 2017 год в строительство Омского метрополитена уже было вложено 12,9 миллиарда рублей. Но на достройку уже заложенных станций и пробитых тоннелей по подсчетам потребовалось бы ещё как минимум 22 миллиарда. Денег ни в федеральном, ни тем более в региональном бюджете, на это не нашлось.

В настоящее время существующие тоннели полузатоплены, в них проникают только диггеры и прочие любители острых ощущений. По затопленным тоннелям некоторые личности даже пытались плавать на каяках.

Единственно, что применяется по своему назначению – так это подземный переход у станции «Библиотека имени Пушкина». Но сейчас этот подземный переход используется ещё и как выставочная площадь. Стараниями местных молодых художников и дизайнеров переход превратился в «креативное пространство». Здесь творцы выставляют свои инсталляции и полотна. Появилась целое сообщество «Проект М», которое занимается поиском новых идей для выставок в метро.

Очень обидно, что строительство забросили не довели до хоть какого-то логического завершения. Получается, что миллиарды рублей фактически бессмысленно закопали в землю. Всё, что уже создано (а ведь построено уже было немало), могло бы работать и приносить существенную пользу жителям города. Но нет…

Полная версия статьи опубликована тут: https://dzen.ru/a/ZyexN5PJiHkN5jac

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.