Церковь во имя святых апостолов Петра и Павла построена в камне в 1751 году. В 1692 году на площади Прибылянской станицы (примечание: город Черкасск первоначально делился не на кварталы, а на станицы, во главе каждой станицы стоял станичный атаман. К 1670 году Черкасск делился на три станицы: Черкасскую, Прибылянскую и Татарскую) был заложен деревянный храм. В 1744 году в Черкасске случился грандиозный пожар, во время которого выгорело полгорода, в том числе пострадала деревянная церковь.
В 1749 году императрица Елизавета Петровна для строительства каменной церкви прислала с казаком Михаилом Барабанщиковым крупную сумму денег, зодчего, мастера, каменщиков и штукатуров.
Московские каменщики и штукатуры под началом опытного мастера строили быстро и на совесть. Уже в 1751 году в Петропавловской церкви было совершено торжественное богослужение в честь открытия храма и особого южного придела во имя святого мученика Иоанна Воина.
По своему типу Петропавловская церковь относится к трехчастным храмам, включающим в себя собственно храм с алтарной частью, трапезную и колокольню. Стены храма после его открытия украсили сюжетной и орнаментальной росписью — к сожалению она, как и иконостас начала XIX века до наших дней не сохранились. Колокольня имела три яруса. Всё здание отличалось лаконичностью архитектурного решения и стройностью пропорций. Композиция «восьмерик на четверик», характерная для церквей эпохи барокко, применена здесь и в самой церкви, и на колокольне.
Основание храма представляет собой куб, завершающийся высокой четырехскатной кровлей, которая переходит в узкий световой барабан с маковкой купола на самом верху. Стены церкви имеют украшения в виде пилястр и скруглённых наличников окон. Северный и южный фасад приделов Петропавловского храма оформлены четырехколонными портиками. Колокольня, совмещённая с храмом из-за плавного перехода четверика к гранёному ярусу кажется ещё более монолитной и стройной. Колокольня и сам храм образуют единый ансамбль — если смотреть на здание с разных сторон, эти две его части каждый раз сочетаются по-разному.
В книгохранилище храма находились богослужебные книги старинной печати XVII века. Утварью церковь была не богата, но особенно памятна тем, что в ней был крещен прославленный донской атаман Матвей Иванович Платов.
На одной из стен храма имелось изображение рыбы-сазан. Если слово «Иисус» написать по гречески, то это означало рыба. Поэтому, первые христиане носили вместо крестика две рыбки, и изображение Христа в виде рыбы очень было распространено. В большей части казаки этого не знали, поэтому многие считали, что рыба-сазан являлся знаком рыбного базара, который находился на берегу реки Дон, напротив Петропавловской церкви.
Информация взята и обработана из нескольких источников, находящихся в свободном доступе.