Украшением Атаманского подворья в станице Старочеркасской была и является домовая церковь. Она была построена в 1760 году во имя Донской Божьей Матери на средства атамана Данилы Ефремова по его личному проекту. По преданию, Ефремов взял за образец церковь, которая стояла на ближних пещерах Киево-Печёрской лавры, где атаман был частым гостем, впоследствии он стал ктитором (старостой) лавры.
Церковь и рядом с ней колокольня на 8 колоколов была построена уже к 1758 году. Окончательно достроена и освящена она была уже после смерти Данилы Ефремова, последовавшей в 1760 году, наследником войсковым атаманом Степаном Даниловичем Ефремовым. 16 сентября 1761 года церковь с дворцом была освящена. Домовая церковь дворян Ефремовых была приписана к Воскресенскому Войсковому собору и числилась его пределом.
Домовая церковь - это типичная трёхчастная русская церковь, состоящая из основного объёма храма, колокольни и трапезной. Однокупольная Донская церковь построена трехъярусной, её два нижних кубических объёма служат основанием для восьмерика, перекрытого лотковым куполом, увенчанным главкой на вытянутом барабане. Углы ярусов украшены тройными дорическими колоннами. В таком же стиле выстроена и колокольня. Церковь вместе с колокольней образуют красивую силуэтную массу. Стены церкви оштукатурены и побелены.
В настоящее время церковь отреставрирована. Восстановлен её интерьер, но в современном варианте. До революции в этой церкви был 4-ярусный серебряный иконостас в высоту 4,6 м в ширину 3.6 метров с иконами греческого письма. Все иконы были украшены золотыми и серебряными окладами, перед иконостасом висело паникадило из чистого серебра, весило более семи пудов, которое накануне своей смерти Данила Ефремович подарил в Киево-Печерские лавры.
Имелись серебряные царские врата. В середине царских врат была вставлена икона Благовещение Пресвятой Богородицы, а по краям изображение 4=х евангелистов. Поверх царских врат в полу-арке, украшенной звёздами, находился образ Спасителя в сюжете «Моление о чаше». В алтаре стоял 8-ми пудовый серебряный ящик престола.
Во время революции церковь подверглась разграблению. Все ценности: золото, серебро, драгоценные камни были вывезены либо белой гвардией, либо красными, остатки в 1922 году были реквизированы Советской властью в помощь голодающим Поволжья во время голода и неурожая.
За алтарём церкви сохранилось небольшое семейное кладбище Ефремовых. Самой первой здесь была похоронена Меланья Карповна, которая была второй женой Степан Даниловича Ефремова. Данила Ефремов был назначен на должность атамана в 1738 году по указу царицы Анны Иоановны и пробыл в этой должности до 1753 года. Затем, его сын Степан Данилович за заслуги отца был назначен атаманом войска Донского. Ефремовы нуждались в наследниках, но первая жена Степана Даниловича умерла рано, не оставив наследников, а вторая оказалась бездетна.
Есть придание о том, что однажды Степан Данилович проходя по шумной торговой площади Черкасска, обратил внимание на молодую казачку, которая звонким голосом зазывала покупателей, продавая свой товар. Атаман был очарован и предложил ей стать его женой. Отказа не последовало. И как говорит предание, атаман свою бездетную жену отправляет в монастырь, а на казачке, которую звали Меланья Карповна, женится.
Атаманскую свадьбу гуляли несколько недель всем городом и всем войском Донским. Столы стояли через весь город Черкасск в несколько рядов, и наготовлено было столько, что до сей поры по всей России ходит поговорка: «Наготовлено как на Меланьину свадьбу!» Меланья быстро вошла в среду атаманской старшины. Освоила грамоту, и даже дворцовый этикет. Степану Даниловичу она родила 6 детей: 4 дочери и 2 сына.
Умерла Меланья Карповна в 1804 году и была похоронена за алтарём домовой церкви, где позже были похоронены и все ее дети. Данила Ефремович умер в 1760 году, похоронен на старом кладбище с южной стороны Преображенской церкви. Во время реставрации этого храма был обнаружен склеп Данилы и надгробная плита, которую с его могилы перевезли на атаманское подворье, её можно увидеть у западной стены.
Информация почерпнута из нескольких свободных к доступу источников.