В 1637 году, когда казаки собирались идти на тогда ещё турецкий Азов, дали обещание Богу, что если возьмут эту крепость, то построят храм. Но после удачного захвата Азова забыли о своем обещании, и вскоре на казаков напал «мор» (чума), вымирали семьями. Казаки восприняли это как Божью кару за неисполнение обета и вспомнив о своем обещании, в 1650 году построили деревянный храм. Мор прекратился. Этот храм в 1670-ом сгорел. В 1672 году казаки вновь отстраивают деревянную церковь на майдане в честь иконы «Воскресения Христово».
Но в ноябре 1687 года этот храм тоже сгорел. Лишь в 1704 г казаки обратились к царскому правительству за разрешением построить каменный. В стране в это время были бурные события: правил Петр 1, который запретил все каменное строительство по всей России, весь камень отправлялся на строительство Петербурга. Но казакам царь не только разрешил постройку храма, но и оказал материальную и моральную поддержку.
Из Москвы были присланы мастера, строительный материал, церковная утварь, деньги и, будучи в Черкасске в 1709 году, Петр лично положил несколько кирпичей на алтарной стене и залил известковым раствором, который подавал Василий Долгорукий. Окончательно храм был готов в 1719 году и был освещён 1 февраля. До самой революции 1917 года, в этом храме, после праздничной службы, можно было пройти по галерее и осмотреть казачьи реликвии, которые периодически выставлялись для всеобщего обозрения.
Стоит обратить внимание на архитектуру этого храма. Это единственный на юге России девятиглавый храм. 9 куполов это церковная символика – 9 чинов Божьих: ангелы, архангелы, серафимы и херувимы. Купола всегда крылись медью, медь от воздействия воздуха зеленела, поэтому стали окрашивать зеленой краской. Кресты на всех куполах кованы из железа, покрыты сусальным золотом. Первоначально собор имел три отдельных входа. В русских православных храмах так и строились: центральный вход для священства и знати, правый для мужчин, левый для женщин. В 19-ом веке из-за наводнений крыльца были разрушены, и была построена паперть с удобной площадкой для причаливания лодок.
В прежние времена русло Дона проходило у стен собора. Строители хотели, чтобы здание отражалось в зеркале многоводной реки. Раньше здесь бывали большие разливы. Первый разлив - "холодная вода" - происходил в конце февраля - в марте, когда на Нижнем Дону таял снег, и начиналось вскрытие реки. Второй разлив - "теплая вода" - более мощный, начинался в конце апреля и затягивался на 2-3 месяца на всем протяжении Дона, от верховьев до гирл.
К главному входу ведёт лестница с широкой папертью. За первой дверью – тяжёлая цепь, в которую был закован Степан Разин перед отправкой в Москву. Цепь очень тяжёлая. Сложно представить, как человек вообще мог передвигаться, будучи закованным в такое количество железа. Собор опоясан галереей. Там можно увидеть закладную плиту с надписью об окончании строительства собора. А ещё там замурована в стену плита, за которой был захоронен прах войскового атамана Корнилы Якова, крёстного отца С. Разина. Того самого, что предал своего крестника и выдал его властям...
Внутреннее убранство собора очень красивое. Его главное украшение –позолоченный иконостас. Иконостас вырезан из липового дерева, покрыт тонким слоем сусального золота. Изысканный растительный орнамент (мотив виноградной лозы) обрамляет 147 икон. Высота иконостаса – 19 метров, ширина – 23. Состоит он из шести ярусов: праотеческого, пророческого, деисусного, праздничного, местного и тумбового, который не является каноническим. Главная икона храма – образ Воскресения Христова, расположена в местном чине, справа от царских врат. На ней имеется авторская подпись: «Писаны сия святые иконы в Москве, в 1749 году, а писал иконописец Егорий Иванов Грек».
Внушительно выглядят паникадила храма – огромные люстры со множеством свечей. Главное паникадило весит более полтонны. Оно доставлено из Азова в 1643 году. Вдоль трёх стен храма – хоры, на которых пели певчие. Балконы расписаны старинной живописью с изображением библейских сцен – изгнания Адама и Евы из рая и других. Сюжеты взяты из «библии Пескатора», изданной в Амстердаме в 1630 году. В пол собора вмонтированы чугунные плиты с надписями, рассказывающими о том, что на этом месте молились русские императоры и великие князья.
В 1730 году рядом с собором была построена шатровая башня-колокольня. Высота ее 48 метров, колокольня трехярусна. В первом ярусе, где толщина стен больше 2-х метров располагалась тюрьма, для особо опасных преступников до вынесенного приговора, а потом этих заключенных отправляли в Посольский приказ в Москву, ну а там уже по этапу в Сибирь. Во втором ярусе хранился казачий архив, до 1805 года. Наверху имеется площадка, где находился казачий караул, который круглосуточно следил за окрестностями города Черкасска.
Там же висело 9 колоколов, один из которых был «набатный», именно в этот колокол звонили тогда, когда угрожала опасность городу. Черкассцы знали «голос» этого колокола, который не раз предупреждал жителей об опасности, поэтому, когда по распоряжению Платова этот колокол сняли и перевозили в Новочеркасск, его вышел провожать весь народ Старого города. Со слезами на глазах провожали почти до самого Новочеркасска.
Завершает колокольню шатер, на котором имеются сорок круглых окошек «люкарни», в которые по большим праздникам вставлялись горящие плошки для освещения площади. И собор и колокольня являются единым архитектурным ансамблем на юге России. До 1911 года этот собор являлся главным всего Войска Донского.
Информация почерпнута из нескольких свободных к доступу источников.