Православная Казань многим обязана владельцу суконной мануфактуры Ивану Михляеву и его благочестивой супруге Евдокии. Известный меценат, построил на свои средства 4 храма и постоянно помогал десяткам обителей и жителям города.
В 1734 году купец Михляев на берегу реки Казанки построил небольшой храм с двумя приделами. Главный престол — во имя Нерукотворного образа Спасителя, а придел — в честь мученицы Евдокии, небесной покровительницы жены Ивана Михляева Евдокии Ивановны. Этот храм в народе называли Евдокиинским. Спасские храмы в городе уже имелись, а вот Евдокиинский был единственный.
Особенность этой церкви — то, что она сохранилась практически без перестроек на протяжении почти трех веков, и внешний ее облик сейчас — такой же, как во времена Михляевых. Евдокиевская церковь — образчик русского барокко с простой архитектурой. Приход был одним из самых бедных в Казани: рядом жили люди с очень скромным достатком, а неподалеку располагалась пересыльная тюрьма. Среди небогатых прихожан был и Иван Фешин, который 29 ноября 1881 крестил именно здесь своего сына Коленьку — будущего известного художника Николая Фешина. Но благодаря этой скромности в средствах и бедности престола, мы, потомки, можем видеть храм почти без изменений, потому как денег на какие-либо модернизации не было. Чего, к сожалению, не скажешь про старинный интерьер, полностью утраченный в советское время.
На сегодняшний день на берегу Казанки к небу вздымаются три башенки — сам восьмерик основного объема, невысокая колокольня и шатер бокового придела (интересно, что в Казани из всей старинной церковной архитектуры не сохранилось больше ни одного шатрового навершия!). Многие украшения Евдокиинской церкви делают ее как будто бы «старше» на полвека. Глядя на нарядные наличники окон небольшого алтарного выступа, на восьмиугольное окошко бокового фасада, на пояски поставленного углом кирпича вокруг арок колокольни, на форму барабанов с их аркатурными поясами и «дыньками» — на все это скромное великолепие народного допетровского зодчества, — можно подумать, что церковь построена в конце XVII столетия (в самый «золотой век» русской кирпичной архитектуры), а не в 30-е годы XVIII. Петровской эпохи словно бы еще и не было, когда ее строили. Церковь действовала 200 лет и была закрыта лишь в 1932 году.
Роковые 30-е годы прошлого столетия не пощадили приход в честь Нерукотворного образа Спасителя. В 1931 году церковь закрыли, последним настоятелем был отец Павел. Его могилу, кстати, легко найти: расположена она у восточной стены придела в честь преподобномученицы Евдокии.
После закрытия в Евдокиинской церкви содержались заключенные. По некоторым сведениям, в храме приводили в исполнение смертные приговоры. Позже здесь располагалась электрическая подстанция, затем долгие десятилетия храм использовался в хозяйственных целях. На закате советской эпохи и при новой России 1990-х годов храм стоял просто заброшенным и безхозным. Не разрушенный, но без крестов и с ржавыми куполами, он производил вблизи очень удручающее впечатление. Его окружали безлюдные трущёбы.
Вернули церковь верующим только в 1998 году в день празднования иконы Богородицы «Достойно есть» (11/24 июня). В 2000-м храмовое здание отремонтировали. Реставраторы установили новые иконостасы, и в День Святой Троицы в церкви Евдокии прошло первое праздничное богослужение. У прихожан, которые снова оказались в церкви на соборной молитве, текли слезы радости.
Главными святынями храма являются чтимые храмовые иконы Пресвятой Богородицы «Казанская» и «Владимирская».
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: