Паровоз-памятник в Петрозаводске [VI/32368]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Исторический
Прогулка
Техноген
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Карелия респ.
Ближайший нас.пункт
Петрозаводск
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 2
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Автор: Волжанка
Создан: 29.10.2024
Опубликован: 30.10.2024
(отредактирован: 30.10.2024)

Описание окружающей местности

     2 августа 1987 года, на Петрозаводском железнодорожном вокзале был поставлен на вечную стоянку паровоз ЭР-73847.

   Советским этот локомотив можно назвать лишь отчасти: паровоз под литерой "Э" был сконструировали еще в начале ХХ века, в период индустриального расцвета Российской империи. Быстро растущие сеть железных дорог и объем перевозок потребовали создать новые грузовые локомотивы вместо устаревающих паровозов серий "О" и "Ш" (их часто можно увидеть в фильмах о гражданской войне). Причем с условием: давление их колес на рельсы не должно превышать определенные параметры. Причина проста и извечна для России: полотно наших железных дорог, как и грунтовых, имело "слабое" покрытие. 

   Ресурс модернизации действующих паровозов, имевших четыре пары колес, был уже исчерпан, и дальнейшее увеличение их мощности автоматически вело к увеличению веса. Поэтому в 1909 году инженер Вацлав Лопушинский предложил новую мощную и одновременно экономичную машину с пятью парами колес. 

   В "паровозном мире" России проект был воспринят в штыки: локомотив получился длинный и не мог вписываться в повороты дорог. Тогда инженер разработал устройство, позволяющее паровозу входить в "кривое" полотно, которое получило название "принцип Лопушинского". Так что если вы думаете, что эти стальные гиганты не могут "рулить", то ошибаетесь.

    В 1912 году первый паровоз, получивший индекс "Э", вышел из ворот Луганского завода. Почему была выбрана именно эта литера - неизвестно, как и то, почему предыдущий локомотив Лопушинского имел обозначение "Ш". Но умом Россию не понять и сегодня. Ведь кто-то же дал тяжелому огнемету название "Буратино". Так и вспоминается комедия "Операция "Ы": чтоб никто не догадался…

    До революции 1917 года паровозы Лопушинского выпускались и успешно эксплуатировались в центральной части страны (в Сибири не позволяли уж очень крутые повороты), и получили у железнодорожников ласковые прозвища - Эхо, Эшка и даже за выносливость - Эшак. 

    Но в 1917 году грянула революция, а с ней пришла и разруха, производство локомотивов резко сократилось. Большевики были вынуждены заказывать по своим же чертежам за валюту и золото локомотивы серии "Э" в нейтральной Швеции и поверженной Германии. Всего в 20-х годах было закуплено 1200 паровозов под индексами "ЭШ" (шведский) и "ЭГ" (германский).

   С началом индустриализации СССР 30-х годов для перевозки тяжелых составов паровоз модернизировали, и он получил название "ЭР". В конце 1934 года эту серию начали выпускать сначала на луганском, а затем брянском заводе "Красный профинтерновец". Из ворот последнего и вышел в 1935 году наш петрозаводский локомотив ЭР-73847.

    Он действительно прожил долгую жизнь: возил мирные грузы, участвовал в Великой Отечественной войне. Точно известно, что наш "Эшачок" в январе-феврале 1943 года водил эшелоны в блокадный Ленинград по Дороге жизни, проложенной по южному берегу Ладоги. А потом трудился на Октябрьской магистрали до 1955 года, пока не обрел вечный покой возле петрозаводского перрона.

https://karel-mk-ru.turbopages.org/karel.mk.ru/s/social/2022/08/01/parovozmonument-ustanovlennyy-v-petrozavodske-otmechaet-yubiley.html

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.