2 августа 1987 года, на Петрозаводском железнодорожном вокзале был поставлен на вечную стоянку паровоз ЭР-73847.
Советским этот локомотив можно назвать лишь отчасти: паровоз под литерой "Э" был сконструировали еще в начале ХХ века, в период индустриального расцвета Российской империи. Быстро растущие сеть железных дорог и объем перевозок потребовали создать новые грузовые локомотивы вместо устаревающих паровозов серий "О" и "Ш" (их часто можно увидеть в фильмах о гражданской войне). Причем с условием: давление их колес на рельсы не должно превышать определенные параметры. Причина проста и извечна для России: полотно наших железных дорог, как и грунтовых, имело "слабое" покрытие.
Ресурс модернизации действующих паровозов, имевших четыре пары колес, был уже исчерпан, и дальнейшее увеличение их мощности автоматически вело к увеличению веса. Поэтому в 1909 году инженер Вацлав Лопушинский предложил новую мощную и одновременно экономичную машину с пятью парами колес.
В "паровозном мире" России проект был воспринят в штыки: локомотив получился длинный и не мог вписываться в повороты дорог. Тогда инженер разработал устройство, позволяющее паровозу входить в "кривое" полотно, которое получило название "принцип Лопушинского". Так что если вы думаете, что эти стальные гиганты не могут "рулить", то ошибаетесь.
В 1912 году первый паровоз, получивший индекс "Э", вышел из ворот Луганского завода. Почему была выбрана именно эта литера - неизвестно, как и то, почему предыдущий локомотив Лопушинского имел обозначение "Ш". Но умом Россию не понять и сегодня. Ведь кто-то же дал тяжелому огнемету название "Буратино". Так и вспоминается комедия "Операция "Ы": чтоб никто не догадался…
До революции 1917 года паровозы Лопушинского выпускались и успешно эксплуатировались в центральной части страны (в Сибири не позволяли уж очень крутые повороты), и получили у железнодорожников ласковые прозвища - Эхо, Эшка и даже за выносливость - Эшак.
Но в 1917 году грянула революция, а с ней пришла и разруха, производство локомотивов резко сократилось. Большевики были вынуждены заказывать по своим же чертежам за валюту и золото локомотивы серии "Э" в нейтральной Швеции и поверженной Германии. Всего в 20-х годах было закуплено 1200 паровозов под индексами "ЭШ" (шведский) и "ЭГ" (германский).
С началом индустриализации СССР 30-х годов для перевозки тяжелых составов паровоз модернизировали, и он получил название "ЭР". В конце 1934 года эту серию начали выпускать сначала на луганском, а затем брянском заводе "Красный профинтерновец". Из ворот последнего и вышел в 1935 году наш петрозаводский локомотив ЭР-73847.
Он действительно прожил долгую жизнь: возил мирные грузы, участвовал в Великой Отечественной войне. Точно известно, что наш "Эшачок" в январе-феврале 1943 года водил эшелоны в блокадный Ленинград по Дороге жизни, проложенной по южному берегу Ладоги. А потом трудился на Октябрьской магистрали до 1955 года, пока не обрел вечный покой возле петрозаводского перрона.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: