У нас оставалось немного времени до отправления Ласточки в Санкт-Петербург. Чем бы себя занять? Посмотрев на карте достопримечательности рядом, приметили музей железнодорожного транспорта. Время работы как раз подходило, и мы отправились в музей.
Входная дверь была закрыта, но свет в помещении горел, это дало надежду, пришли не зря. Мы позвонили в звонок и нам открыли. Женщина, хранительница музея, пригласила войти и сказала, что посещение музея БЕСПЛАТНОЕ.
До этого я бывала в железнодорожных музеях, а так же видела разные экспозиции на вокзалах нашей необъятной страны. Поэтому, как то с недоверием отнеслась к зданию, закрытости и бесплатности. Ну что они могут показать? А оказалось зря. Очень даже познавательно и интересно.
Псковский железнодорожный музей был учреждён в 1967 г.
Идея создания музея истории псковских железнодорожников, принадлежит Николаю Львовичу Мельникову. Он в 1962 – 1977 годах занимал должность начальника Псковского отделения Октябрьской железной дороги. Человек интересной судьбы. Фронтовик, отважно воевавший под началом легендарного Георгия Жукова. Умелый хозяйственник и администратор в сфере железнодорожного транспорта, награжденный орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны двух степеней. Дважды он был удостоен знака «Почетный железнодорожник» - в 1945 и в 1967 годах. Кроме всего прочего, Николай Львович был талантливым художником-любителем! Кстати, про него есть отдельный стенд в экспозиции музея, и даже картины нарисованные им лично.
А вот воплотителем идеи создания музея в жизнь, стал близкий друг Николая Львовича – Александр Валентик. Потомственный железнодорожник, имевший особое звание инженер-майор тяги, он работал в Пскове с 1963 года. Во время Великой Отечественной войны Александр Иванович активно участвовал в партизанском движении, был подрывником, комиссаром и начальником разведки партизанского отряда. Он занимался ликвидацией немецких диверсантов и лично пустил под откос четыре вражеских паровоза и 78 вагонов с живой силой и техникой. Имел 12 государственных наград, включая Орден Отечественной войны.
Александр Валентик уже в зрелом возрасте окончил исторический факультет Псковского пединститута, работал педагогом, а также провёл большую научно-поисковую работу по изучению истории железной дороги в СССР, России и на Псковщине. С момента основания и по 1979 год, именно он руководил железнодорожным музеем в Пскове. Он же создал и самую первую музейную экспозицию. Александром Валентиком была проделана огромная работа по выявлению музейных памятников, изучению архивных материалов, научной и специальной литературы. Были собраны и записаны воспоминания участников и очевидцев многих важных событий в жизни нашей страны, в частности в истории железных дорог.
Сначала музей находился в здании Псковского вокзала, но в 1984 году он переместился в бывшее помещение железнодорожной поликлиники на Вокзальной улице (где находится в настоящее время). Со временем, возле музейных дверей, были установлены вагонная тележка и железнодорожный светофор. Они стали своеобразным «товарным знаком» музея. Кстати, их мы и заметили в первую очередь, когда шли к музею.
Экспозиция музея состоит из трёх тематических залов. Экспонаты первого рассказывают о традициях и особенностях железнодорожного строительства в разных странах. Здесь можно увидеть экспонаты, посвященные началу российского паровозостроения, карту-макет Псковской области, карту строительства железных дорог в Псковской губернии. А также, раритетные экспонаты: свечной вагонный фонарь, инструменты путейцев, муляжи билетов Царскосельской железной дороги.
Второй зал посвящен революционным событиям 1905 и 1917 гг. и советскому периоду в истории государства. В этом зале хранятся экспонаты, рассказывающие о станции «Великие Луки», документы, свидетельствующие о трудовых рекордах во время первых пятилеток, записи о репрессивных процессах. Одним из самых уникальных экспонатов экспозиции музея можно назвать телеграфный аппарат Морзе № 82411, на котором телеграфистка М.И. Камарзина принимала телеграммы о передвижении и задержании царского поезда в 1917 году. На этом поезде император Николай II следовал из ставки в Могилеве в Царское Село, но поезд был задержан и последний русский царь отрёкся от престола на станции Псков. Отдельного внимания заслуживают документы, посвящённые этому событию.
В третьем зале можно узнать о роли псковских железнодорожников в военные годы и о том, как на псковской земле происходило освобождение и восстановление путей сообщения. Кроме этого, здесь представлены документы о псковском филиале Санкт-Петербург-Витебского отделения Октябрьской железной дороги.
В экспозиции музея находится более 2000 экспонатов. Все они получены в дар от железнодорожников. В музее можно увидеть: фрагменты рельсов, вагонные фонари, керосиновые лампы, инструменты путейцев, кочегаров паровозов, служебные часы машинистов, пломбы для товарных вагонов. Среди экспонатов есть - жезловый аппарат системы Трегера, дефектоскопная тележка, съемный дефектоскоп, телеграфный аппарат системы Бодо, телетайпы, обмундирование служащих железной дороги, их государственные и ведомственные награды, переходящие красные знамена, которыми награждалось Псковское отделение Октябрьской железной дороги в советский период, модели разновидностей железнодорожного транспорт и много всего другого.
Нам кажется, что вам точно не будет скучно, а наоборот, будет очень интересно. Обязательно посетите музей псковских железнодорожников.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: