На ул. Преображенской д. 38 находится самое старое гражданское здание города, которое является памятником архитектуры федерального значения и находится под охраной с 1960 года. Это так называемый «Дом купца Селиванова» - сейчас Литературный музей.
До революции дом принадлежал купеческой династии Селивановых, чьи представители и построили в городе личную усадьбу. По документам ГАКО постройка датирована 1782 годом. В 1770-х годах после разметки и нарезки новых кварталов, участок, на котором затем расположилась усадьба, был отведён под частную застройку одноэтажными деревянными домами. Для данного района допускалось строить дома не иначе как на каменном фундаменте из дерева, а при недостатке его - обмазанные глиной. Василий Селиванов, которому предписывается возведение особняка, был достаточно обеспеченным гражданином и произвел работы полностью за свой счёт. О чём и свидетельствует архивная запись о строительстве: «своим коштом, по выбранному фасаду». Уже это снимало с хозяина ряд ограничений и особняк строился: «полностью из камня, на подвалах значительной площади, рекомендуемой ширины, но в четырёх уровнях», хотя внешне выполнен с акцентом на одноэтажность. Мы не знаем имени архитектора этого памятника, но очень возможно, что Селиванов принимал личное участие в разработке декора здания. Долгое время это была одна из лучших усадеб города, но, как и большинство частных домовладений, в исторических хрониках почти не отметилась. Дом Селиванова стал одним из первых каменных гражданских зданий. В 1786 году в полутора тысячах белгородских дворов таковых насчитывалось лишь десять. Уже только этот факт сам собой свидетельствует об исторической ценности.
Единственный сохранившийся особняк служил главным домом усадьбы. Помимо него были хозяйственные и садовые постройки, два одноэтажных флигеля. Парк регулярной планировки занимал значительную часть квартала. Селивановы являлись крупными землевладельцами и владели также домами в Курске и других городах. Часть их сдавалась внаём, что приносило стабильный доход. Белгородское имение долгое время было жилым, во второй половине XIX веке оно принадлежало семье Александра Васильевича Селиванова. Затем с 1887 года главный дом стал сдаваться в аренду. В течении 5 лет в нём размещалась мужская гимназия. Предположительно некоторое время здесь размещалось дворянское собрание. С 1904 года здание занимала частная женская гимназия Федченко-Якубович. В 1915 году усадьба была описана в городской ведомости: «Дом двухэтажный на погребах, два флигеля одноэтажные, конюшня, сарайчики каменные, амбар деревянный. Владельцы: наследники купца Александра Васильевича Селиванова». Оценен владельцами в 5000 рублей. По воспоминаниям старожилов, незадолго до революции имение стало развлекательным центром: прогулочный парк, ресторан и «нумера» на втором этаже. Видимо в этот период и возникло закрепившееся затем название «Сад Селиванова». Такие заведения были в городе в большом дефиците.
Пришедший после гражданской войны в крайне запущенное состояние особняк передали железнодорожникам, которые разместили здесь филиал клуба и благоустроили сад. В начале 1924 года закончился капитальный ремонт и железнодорожный клуб заработал в полную силу. Вскоре открылся для горожан и «Селивановский сад», с бесплатным входом и каруселями. В 30-х годах клуб назывался «Красный железнодорожник». На его парковой территории так же находились читальня, бильярдная, спортплощадка, танцплощадка, киноплощадка и прочее. В воспоминаниях художника Альберта Уголева сохранилась такая картинка: сад, патефон, скамейки, дорожки, усыпанные ракушками, деревянная танцплощадка и открытый кинотеатр, в котором в то время показывали фильм «Василиса прекрасная». А ещё радость ребятни из окрестных двориков, когда в Селивановке выпускали «феерки». Так называли в то время фейерверки.
Во время оккупации дом и флигель уцелели, а после освобождения были отданы под квартиры оставшимся без крова гражданам. В цоколе размещался продовольственный магазин. Другие строения были снесены, сад вырублен, а территория усадьбы была застроена жилыми и общественными зданиями. В отстроенном доме располагались столярные мастерские, потом контора и общежитие для сотрудников строительного треста, а в 1950-е годы - коммунальные квартиры. С начала 1960-х годов в доме находились различные службы белгородских энергетиков, метрологическая лаборатория. В 1967 году к северо-восточному крылу дома был пристроен лабораторный корпус, а к восточному фасаду - гараж.
В 1999 году памятник архитектуры стал домом для созданного Литературного музея, филиала Белгородского государственного историко-краеведческого музея. Масштабная реставрация здания была проведена в 2002 году. А в 2004 году на втором этаже разместился музей истории энергетики Белгородской области - ведомственный музей «Белгородэнерго».
Эксперты относят стилистику постройки к провинциальному классицизму. Этот дом - ценный пример элитной городской усадебной застройки конца XVIII века. Предположительно усадьба изначально занимала весь квартал, а впоследствии сократилась до половины его общей площади. Сегодня его самобытность ещё более подчёркнута соседством с современным конструктивистским ансамблем административно-офисного здания. Ландшафтное зонирование чётко разделяет территории, представляющие разные эпохи, что соответствует наилучшему восприятию. Главным недостатком является неаутентичность облика и интерьеров исторического здания.
Дом считается двухэтажным, но на деле имеет своеобразное разнесение уровней: цокольный этаж, первый (с залом полуторной высоты), антресольный с внутренними коридорными арками в большой зал, мансардный этаж над залом. Изначальная планировка была амфиладно-зальной. Здание п-образное с короткими крыльями по северному фасаду. Лицевая часть соответствует красной линии застройки, размеченной по плану 1768 года. Дом построен из красного кирпича, перекрытия деревянные (кроме цоколя). Изначальный дизайн неизвестен, однако с начала ХХ века основные наружные элементы кроме (дворовой части) сохранены. В центре главного фасада расположен портик с четырьмя колоннами и фронтоном, разомкнутым аркой. По краям фасада - ризалиты в одно окно между двух полуколонн. Верхняя часть ризалитов - ниша, обрамлённая широким рустом с замком, украшена лепным орнаментом. Кроме того небольшими верхними фронтонами и двумя ризалитами, разделёнными нишей акцентированы центры боковых стен. Цокольный этаж частично рустован, второй отделён широкой полкой, его объём выделен небольшими нишами по осям окон. Под кровлей - широкий зубчатый карниз.
По рассказам, в старинные годы, дом был очень богато украшен лепниной, и даже статуями. Где могли находиться статуи неясно, но с гипсовым декором действительно раньше было куда лучше. На фотоснимках заметно, что после каждого капитального ремонта, что-то исчезало, а что-то упрощалось. Неизвестно когда, но видимо после Гражданской войны, была заложена часть окон первого этажа (на данный момент прорублены заново) и увеличена высота некоторых окон второго.
В 1948 году, в связи с перепланировкой помещений, был несколько переделан дворовый фасад. В начале 60-х годов была проведена реконструкция. К этому моменту колонны, более изящные чем сейчас, утратили единую геометрию, начали разрушаться. Рассыпались и массивные композитные капители, текла крыша, стали гнить перекрытия. Мало кто догадывался до недавнего времени, что под штукатуркой скрывалась полностью новодельная верхняя часть.
При реконструкции энергетики заменили всю кровельную систему и потолок, правда сделали это из того что было. Верхняя обвязка была переложена из силикатного кирпича, из него же заново сделали фронтоны, вместо железной вальцевой кровли в ход пошёл шифер, были заложены «лишние» окна цоколя, которых оставили всего два. Боковые фронтоны также потеряли окна и лучковые рельефы. Однако лепнину постарались сохранить или восстановить: оригинальные растительные орнаменты в нишах и несколько упрощённые капители благополучно продержались до следующей реставрации.
Колонны были усилены и выровнены, приобретя большую массивность и бочковидность. В центре портика убрали секцию кованого ограждения. К концу 60-х годов к правому крылу пристроили техническое помещение с трубопроводом, который продолжался по стенам дома.
К восьмидесятым годам в интерьерах уже почти ничего не напоминало о старине. Кафельные печи заклеены обоями, на полу и стенах - бутерброд из нескольких слоёв. Однако немного исторической лепнины ещё оставалось - карнизы и розетки, кроме того были две антикварные хрустальные люстры.
Нынешнюю внешность здание получило в 1999 году после полномасштабной реконструкции. Здание было «раздето» до кладки и полностью отделано в соответствии с подготовленной научно-проектной документацией реставрации, разработанной творческим коллективом инженеров и архитекторов под руководством Л.И. Колесниковой.
Как уже отмечалось, в ходе реставрации некоторые элементы архитектуры были восстановлены: вновь прорезаны заложенные окна, демонтированы трубопроводы, кровля снова стала железно-вальцевой, восстановлены кованые элементы ограждения портика). Но при этом «потеряна» значительную часть художественного декора, часть из которого была исторической, часть - воспроизведённой по сохранившимся образцам. Это касается орнаментов растительного типа в нишах фасадов (удалены), рустовки фронтона (изменена), отделки центрального портика, колонн, карнизов и зубцов. Кроме того были изменены профили нескольких оконных проёмов на историческом здании, дизайн пристройки, служебных проходов, технических сооружений приближен к стилю основного объёма.
Интересное оформление получило крыльцо главного входа - теперь оно выполнено в виде массивного портика с двумя широкими ионическими колоннами.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: