20 февраля 2020 года в целях увековечения подвига тружеников тыла во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов Государственная Дума РФ приняла закон «О почётном звании Российской Федерации «Город трудовой доблести». 26 февраля его одобрил Совет Федерации, а 1 марта подписал президент РФ Владимир Путин. Звание «Город трудовой доблести» присваивается указом президента Российской Федерации городу, жители которого внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, располагавшихся на территории города, и проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность. В городе, удостоенном почётного звания, устанавливается стела с изображением герба города и текстом указа Президента Российской Федерации о присвоении городу этого звания, а также проводятся публичные мероприятия и праздничные салюты 1 мая (Праздник Весны и Труда), 9 мая (День Победы), а также в День города. С 2020 года по настоящее время вышло пять указов о присвоении званий «Город трудовой доблести» – всего их удостоены 63 населённых пункта.
28 июля 2023 года, накануне празднования 85-летия Северодвинска и Дня военно-морского флота, в городе корабелов прошло торжественное открытие памятной стелы «Город трудовой доблести». На церемонии присутствовали представители региональной и местной власти, ветераны войны и труда, а также местные жители. Право открытия мемориала было предоставлено одному из самых уважаемых северодвинцев, Герою Социалистического Труда – Александру Лагунову. Всю свою трудовую жизнь он посвятил Севмашу, принимал участие в строительстве эсминцев, крейсеров и атомных подводных лодок. «Новая стела – это памятник поколению людей, которые на болоте построили город и завод. Они не знали отпусков и выходных в годы войны, – сказал Александр Васильевич. – Молодые, продолжите дело старшего поколения, благоустраивайте наш город, крепите оборону государства!». Над мемориальным комплексом работала творческая группа северодвинских архитекторов и историков во главе со скульптором-монументалистом Денисом Стритовичем. Ветераны принимали участие в отборе фотографий. Монумент отражает морскую тематику города. Он состоит из 17-метровой стелы и четырёх пилонов высотой по 4,5 метра из нержавеющей стали, установленных на площадке в форме штурвала. Коллажи изготовлены методом художественного литья из бронзы с нанесением декоративного покрытия из никеля. На них – практически вся трудовая история Молотовска, подвиги жителей в годы войны.
Великая Отечественная война резко изменила жизнь города Молотовска. 23 июня 1941 года было принято решение ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О производстве элементов боеприпасов». Стройтрест 203 Ягринлага НКВД СССР получил мобилизационное задание по выпуску 50-милиметровых мин. К 1 января 1942 года их требовалось произвести 20 тысяч штук. На базе Спецзавода №3 (позднее Севдормаш) была подготовлена производственная база для выпуска таких мин и организована доставка стали марки С-45. Вскоре был налажен выпуск чугунных крыльев и стабилизаторов. В 1941–1942 годах этот завод изготавливал осколочные мины калибра 50 и 82 мм. В начале 1943 года было освоено изготовление осколочно-фугасной мины калибром 120 мм. Работниками завода в годы войны являлись как вольнонаемные, так и заключённые.
Война внесла коррективы и в строительство, и в деятельность судостроительного завода №402. Приказом директора с 27 июня 1941 года цеха были переведены на двухсменную одиннадцатичасовую работу. Были остановлены все работы по возведению цехов завода и строительству эсминцев. На заводе был налажен выпуск разнообразной продукции для фронта: тралов, орудийных башен, понтонов для форсирования рек, цистерн для хранения топлива и т.д. Завод переключился на выпуск продукции, совершенно не свойственной его профилю, но крайне необходимой фронту и флоту: снаряды, кружки, лампы-коптилки, печки-буржуйки, автоцистерны, мостовые железнодорожные конструкции. В годы войны завод выпустил свыше 120 тысяч снарядов, 42 тысячи корпусов бомб, около 400 тысяч котелков, 3100 тралов. В конце 1942 году было принято решение о восстановлении судостроительных программ на заводе. Из разных проектов были выбраны корабли с наименьшим весом деталей и с наибольшей серией – большие морские охотники (БМО). Всего за годы войны было построено 8 БМО. 28 августа 1942 года был подписан акт приёмки Военно-Морским флотом достроенного на заводе №402 подводного минного заградителя Л-22. Это была первая подводная лодка, сданная на предприятии. Деятельность завода в годы войны неразрывно связана с деятельностью Молотовского порта. Первый караван грузовых судов пришёл в Архангельский порт 31 августа 1941 года, а причалы Молотовского порта стали принимать суда в ноябре 1941 года. Для более полного использования возможностей порта был проведен ряд работ: увеличена причальная линия, реконструированы подъездные пути, механизирована работа, проведены дноуглубительные работы, построена угольная база для буксировки судов, нефтебаза для приёма жидкого груза с прибывающих танкеров и для снабжения судов жидким топливом. По данным Министерства морского флота СССР, через Архангельские порты за годы войны прошло 2 миллиона тонн импортных и 0,7 миллиона тонн экспортных грузов. В 1941–1945 годах Молотовский порт стал одним из основных портов на Севере страны, обеспечивающим поставки ленд-лиза. Местные портовики обработали около 200 судов, 60 тысяч железнодорожных вагонов, приняли около 1 млн тонн военных грузов. Сопровождение и защита транспортных судов осуществлялась кораблями военно-морского флота Великобритании и Советского Союза. Для проводки конвоев в Белом море был сосредоточен ледокольный флот СССР. В начале войны судостроительный завод проделал большую работу по вооружению ледоколов, а также выполнил 24 ремонта на судах ледокольного флота, обеспечивая поддержание их мореходных и эксплуатационных качеств. Всего за войну завод №402 отремонтировал 70 иностранных судов из 173 пришедших в Молотовск, и не было ни одного случая задержки выхода судна в обратный рейс по вине судоремонтников. Капитаны судов союзников не имели претензий к заводу ни по срокам, ни по качеству ремонта. На заводе ремонтировались и советские суда, в том числе транспорты из караванов. Всего за военное время было отремонтировано 12 советских транспортов и служебных судов. Завод осуществлял также обширную программу ремонта боевых кораблей советского флота, включавшую все виды ремонта – от текущего до капитально-восстановительного. На заводе прошли ремонт 33 боевых и вспомогательных корабля советского ВМФ.
Всего за годы войны завод отремонтировал всего 139 кораблей и судов общим водоизмещением около 850 тысяч тонн и превратился в крупнейшую судоремонтную базу флота на Севере.
С начала Великой Отечественной войны Архангельская область являлась госпитальной базой Карельского фронта. На её территории был расположен 31 госпиталь на 16 тысяч коек. В Молотовске располагалось 4 эвакогоспиталя. Для их размещения были выделены лучшие здания – новые четырёхэтажные школы № 1 и 7, здание Управления строительства, гостиница «Маяк», роддом. Городскими предприятиями местной промышленности в военные годы был освоен выпуск спичек, гуталина, варка мыла, производство канцелярских скрепок, школьных линеек, мягких игрушек, циферблатов часов, бельевого трикотажа, древесной шерсти, лыжных заготовок. Особое внимание уделялось восстановлению и ремонту обуви, производилась обувь на деревянной подошве. Пищевкусовым производством был освоен выпуск кваса, хвойного напитка, карамели, макаронных изделий.
Из архивных публикаций газеты «Сталинец» от 13 мая 1945 года следует, что первыми радостную весть о победоносном завершении Великой Отечественной войны в ночь с 8 на 9 мая услышали по радио рабочие и инженеры ночной смены ремонтно-механического завода №203. «Эта весть быстро облетела все цеха завода. Рабочие, инженерно-технические работники ночных смен радостно поздравляли друг друга с Победой». Ночью же на РМЗ состоялся митинг. А в 8.30 провели уже утренний общезаводской митинг. Так же, вероятно, было и на заводе № 402, но о нём газета не писала. Как свидетельствует «Сталинец», утром 9 мая весь город ликовал. Все спешили передать друг другу радостную весть. «В 10 часов утра у Дома Советов собрались молотовчане в радостных, нарядных колоннах, с флагами и транспарантами. В 12 часов состоялся общегородской многотысячный митинг, посвященный Победе. Выступили председатель горисполкома В.В. Подольский, секретарь горкома И.А. Плюснин, другие руководители города и военные. Прозвучал текст приветствия Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. После митинга никто не хотел расходиться, улицы были наполнены счастливыми людьми. Вечером в Молотовском драмтеатре прошли два спектакля».
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: