Этот тайник – продолжение ликийской темы, начатой в тайнике “Столица Ликийского государства” (Ксантос). Там можно в общих чертах познакомиться с историей этого государства. Но кое-что было умышленно не затронуто, а именно, потусторонняя сторона жизни ликийцев.
Если вы уже были в Ксантосе, то наверняка видели каменные сооружения-саркофаги на постаментах (например, гробница гарпий). Есть они и в других городках в этой части побережья, в том числе и в ФетхиеЭто одна из разновидностей захоронений. Но самый известный тип — это скальные гробницы; упоминания про них можно встретить в любом путеводителе, а их самих встретить и увидеть с суши и моря по всему “ликийскому” побережью Турции.
Сразу оговоримся: абсолютно достоверных сведений об обрядах ликийцев нет. Почему они сооружали гробницы именно так, а не иначе, как проходили похороны, что находилось внутри усыпальниц – не знает никто. Хотя бы потому, что литературные источники не сохранились (ликийский язык расшифровывался в основном на основе эпитафий), а сами гробницы нещадно разграблялись еще в стародавние времена. Что можно утверждать уверенно – этот народ очень относился к потусторонней жизни со всей серьезностью и уважением, судя по весьма трудозатратному процессу вырубания помещений в скалах (причем нередко все это располагается в отвесных стенах. Где работать было еще и опасно). Археологи предполагают, что ликийцы считали важным похоронить умершего как можно выше для облегчения перемещения его души в мир иной (самостоятельно или с помощью крылатых дев-божеств); согласно другой гипотезе, делать склепы в горных склонах было проще, чем добывать камень и строить их на равнине, к тому же такое сооружение меньше рискует при землетрясениях. Возможно, и то, и другое одинаково справедливо.
Устройство всех ликийских скальных гробниц примерно одинаково – это имитация фасада жилого дома, за которым находится помещение с каменными лежанками для усопших, часто расположенными ярусно. Были и семейные “дома”. В зависимости от знатности и богатства заказчика, гробница могла располагаться выше прочих и иметь более проработанный и украшенный фасад. Яркий пример – гробница Аминты в Фетхие.
Кто такой был Аминтас (Аминта) – достоверно, опять же, неизвестно. О том, что гробница принадлежит человеку с таким именем, свидетельствует древнегреческая надпись на крайней левой колонне Ἀμύντου τ[οῦ] Ἑρμαπίου. В интернете встречено несколько вариантов прочтения - Аминтас, сын Хермагиоса, Аминта, сын Ермапия, Аминтас, сын Эрмагоса, и т.д., и т.п. Примем научное название – гробница Аминты. Человек это был явно непростой, возможно, ликийский царь или сын царя, или же очень знатный и богатый житель Телмесса (так назывался тогда Фетхие). Вход в его последний приют оформлен не просто в виде стены дома, а как портик храма; в комплексе гробниц есть еще храмоподобный склеп, но меньше и ниже расположенный, так что гробница Аминты сильно выделяется на фоне прочих. Считается, что сооружена она была в 4 веке до н.э. Увы, никаких достоверных сведений об Аминте не сохранилось – он остался в истории только благодаря своей великолепной усыпальнице…
Кузьмин Ю. Н. 2017. «Гробница Аминты» в Тельмессе и Аминта, сын Бубара \\ Iranica: Иранские империи и греко-римский мир в VI в. до н.э. – VI в. н.э. / Под ред. О.Л. Габелко, Э.В. Рунга, А.А. Синицына и Е.В. Смыкова. Казань: Изд-во Казанского университета. С. 214–223
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: