Армави́р-Росто́вский — узловая железнодорожная станция Туапсинского региона Северо-Кавказской железной дороги, находящаяся в городе Армавире Краснодарского края. Именно железная дорога способствовала превращению малоизвестного аула Армавир в значительный город Российской империи. В XIX веке подобное не было редкостью, тогда как крупные торговые центры, не связанные с новыми транспортными артериями, неуклонно хирели.
Первый гудок паровоза Армавир услышал, будучи аулом с 4,5 тысячами жителей, 80% из которых составляли черкесогаи - то есть, горские армяне, когда-то нашедшие приют в глуши воинственных адыгов и ставшие их купечеством. За века такой жизни они полностью переняли черкесские быт, язык и внешность, но сохранили память о том, что они армяне, а символ их Аллаха - крест.
Утверждение ислама в прежде веротерпимой Черкесии превратило черкесогаев в пусть и сказочно богатых, но изгоев, которых каждый мечтал разорить. Тут-то хитрый генерал Григорий фон Засс из Прочного Окопа, прежде успевший застращать даже самых бесстрашных черкесов своей дьявольской хитростью и безграничной жестокостью, и пригласил горских армян под защиту своей крепости, тем самым умертвив экономику горцев. Те сопротивлялись ещё четверть века, а поняв к середине 1860-х, что силы не равны - по большей части подались в мухаджиры, как в Османской империи называли беженцев от гонений на веру.
И лишь ещё через десятилетие на Северный Кавказ начал приходить российский капитал - в первую очередь по Владикавказской железной дороге, пущенной в 1875 году. За вокзалом на фото тех лет - турлучные сакли, ивовый забор и голая степь до горизонта:
Армавир она буквально взорвала: уже в 1880-х черкесогаи сделались в своём селе меньшинством, а накануне Первой Мировой в разросшемся до 60 тыс. жителей Армавире 9/10 жителей были "иногородние". И капитальный виадук напоминал о том, что город давно выплеснулся за железную дорогу, а не по значению станции маленький вокзальчик - о том, как это начиналось.
Теперь это станция Армавир-1, иначе Армавир-Ростовский. Откуда такое название? Просто накануне революции местные жители от крупнейших купеческих фамилий до преуспевших крестьян взяли да скинулись на собственную железную дорогу от Ставрополя до Туапсе. Так что на окраине города есть ещё и вокзал Армавир-Туапсинский, он же – Армавир-2.
Через обе станции, примерно поровну, ежедневно проходит несколько десятков пассажирских поездов с южными конечными от Сухума до Махачкалы и северными от Петербурга до Тынды.
В войну же Армавир был важнейшим узлом в снабжении фронтов горючим из Баку и Грозного. Как результат, в 1941-43 годах над Армавиром не прекращались жестокие авианалёты, и если от большинства городских зданий тогда оставались лишь голые коробки стен, то от станции - не осталось и камня на камне, все вокзальные строения были полностью разрушены. Восстановительные работы начали вести еще в 1944-м. Сохранилась легенда, что на станции останавливался И. В. Сталин в ноябре 1943 года по пути в Тегеран на встречу с лидерами стран антигитлеровской коалиции. Увидев разрушения на вокзале, он распорядился: «Здесь надо построить большой вокзал». Железнодорожный вокзал строили с размахом. Это заметно по архитектуре и внутреннему убранству здания в духе сталинского дворцового стиля. Нынешнее здание вокзала Армавир-Ростовский построено и введено в эксплуатацию в 1951 году. Новый вокзал стал значительно вместительнее и комфортней. Изменился и облик здания, построенного в стиле сталинского ампира. Когда-то интерьеры даже украшала настенная живопись (предположительно, работы художников-монументалистов Евгения Евгеньевича Лансере и Леонида Евгеньевича Фейнберга). От прежнего величия интерьеров, к сожалению, почти ничего не сохранилось. Вокзальный комплекс узловой станции Северо-Кавказской железной дороги разместился на 10,6 тысячи квадратных метров. В здании вокзала имеются: кассовые залы, зал ожидания и зал повышенной комфортности, справочное бюро, камера хранения, багажное отделение, справочно-информационный стенд, комнаты длительного отдыха, комната матери и ребенка, фитнес-центр.
Для удобства пассажиров и повышения качества обслуживания вокзал Армавир-1 предлагает широкий спектр услуг. Например, через справочное бюро можно передать объявление личного характера, получить различные справки в устном и письменном виде. Предоставляются услуги взвешивания и хранения ручной клади и крупногабаритного багажа, хранение забытых вещей. Также можно заказать такси, воспользоваться санитарно-бытовыми комнатами, банкоматом, городской и междугородней телефонной связью. Комнаты длительного отдыха – это уютные трёхместные номера, где можно переночевать, принять душ, воспользоваться утюгом, электроплитой, зарядить сотовые телефоны и другие устройства. А для тех, кто хочет провести на вокзале время с пользой для здоровья, свои услуги предоставляет фитнес-центр «Галактика».
Знакомство с Армавиром у многих гостей нашего города начинается именно с вокзала. Ему почти 150 лет и его история продолжается. Пусть она будет долгой и благополучной!