Заметил, иногда достаточно чётко сформулировать вопрос, и в скором времени Вселенная подкинет материал с ответом. Так у меня были размышления о том, как становятся святыми. Нет, я говорю не про пусть становления благочестивого и добродетельного человека. Мне было интересно, как проходит процесс принятия в ряд «особо чтимых», то есть юридическо-историческая подоплёка. И тут я наткнулся на одну интереснейшую статью.
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, член Священного Синода, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви: «Основными критериями канонизации общецерковных и местночтимых подвижников веры в Русской Православной Церкви являются праведное житие, безукоризненная православная вера, народное почитание, чудотворения и, если таковые есть, нетленные мощи».
А теперь перенесёмся в начало ХХ века. В период Николаевской России процветает мистика, эзотерика, разные духовные практики. Особый интерес к мистическому христианству, появляется феномен старчества.
Царский двор также не обошло это повальное увлечение мистикой. К Нему прислушивался сам император Николай II и его жена Александра Фёдоровна. До конца жизни они хранили Его подарки. И в переписке именовали «Другом» (именно с большой буквы). И сейчас вы подумали, что речь про Григория Распутина, но нет) Представляю вам выдающегося гипнотизёра Филиппа Низье или, как он был больше известен, – доктор Филиппов.
Низье родом из Франции. В детстве обнаружил у себя дар исцеления. В родном Лионе в 1872 году открыл лечебный кабинет, где с помощью гипноза и молитвы спасает пациентов с самыми разными заболеваниями. Для такой деятельности ему нужен был медицинский диплом. И он даже два раза пытался получить образование, но неудачно. И хоть его незаконная деятельность привлекла внимание властей (были штрафы, суды), но при этом и слава про «великого врачевателя» растёт.
Как-то в 1900 году на сеансе Низье показал последние минуты жизни короля Людовика XVI, в зале присутствовал дипломат Муравьёв-Амурский. Он был так впечатлён, что рассказал своей подруге великой княгине Милица, дочери короля Черногории Николы I. У великой княгини и её сестры Станы при дворе была репутация глуповатых взбалмошных особ, называли «галками». Но при этом они были весьма близки к императрице. Сёстры были увлечены всяким мистицизмом. И, кстати, именно они позже познакомят царскую семью с Распутиным. Но это будет через несколько лет.
Пока что Низье по приглашению Милицы приезжает в Россию. После серии сеансов сыну княгини, который страдает приступами эпилепсии, становится лучше. Доктор завоевал большое доверие у княгини. Начинает расти известность «лионского целителя» в России.
«Мэтр жизни способен ввести в закрытый для непосвященных заповедный мир» - великая княгиня Милица.
В мемуарах сохранилась одна история.
Однажды в Крыму князь Феликс Юсупов прогуливаясь по горной дороге встретил экипаж, в котором сидела великая княгиня Милица Николаевна с каким-то господином. Князь и княгиня были хорошо знакомы, часто заходили друг к другу в гости. Поэтому, когда Феликс на дороге увидел княгиню, он отошёл к обочине и сделал поклон. Однако Милица абсолютно не обратила никакого внимания. Это сильно выходит за рамки норм этикета, поэтому Юсупов озадачен. Через несколько дней князь и княгиня встречаются в Ливадии. На логичный вопрос Милица отвечает, что князь не мог её видеть, так как «со мной был доктор Филипп, а когда на нём шляпа, он и его спутники невидимы».
В императорской семье в это время появились проблемы. Главная задача любой императрицы – рождение наследника престола. Двор с самого её приезда в Россию давил на неё своими ожиданиями. Первой родилась дочь Ольга, причём роды были тяжелые: «младенца тащили щипцами».
Через два года императрица родила дочь Татьяну. Известие это быстро распространилось, и все были разочарованы. Прошло ещё два года и Александра Фёдоровна снова села в коляску, а это явный признак новой беременности. Императрица каждый раз физически страдала от болей в ногах. И… рождается дочь Мария. И теперь весь двор разочарован такой недобросовестностью со стороны императрицы.
В семье появились суеверия. Так у брата Николая II Михаила был отобран традиционный титул «цесаревича» из-за суеверной боязни, что этот титул мешает появлению на свет мальчика.
Царь и царица не отчаиваются, и вот четвёртая беременность. На всякий случай поменяли доктора, но… опять дочь – Анастасия. Императрица близка к состоянию истерики.
Замечу, что Романовых мужского пола было полно, но Николай II почему-то не хотел передавать трон ни братьям, ни дядьям. Он даже начал продвигать проект передачи власти своей старшей дочери.
И тут появляется великая княгиня Милица, которая решает помочь и знакомит в 1901 году Филиппа Низье с императорской четой. Последние весьма впечатлены гостем из Лиона. После разговоров с мистиком у царя появляется «душевное умиротворение», а у царицы «улучшается настроение, а недуг уходит». Так в это время в дневнике императора появилась такая запись: «Мистер Филипп говорил и поучал нас. Что за чудные часы!!!»
Довольно быстро сфера влияния с личного расширилась до государственного. В 1902 году император отправляется на яхте в Германию на встречу с Вильгельмом II, а сопровождает его Низье, который «помогает отвечать на вопросы». Дальше больше. На спиритических сеансах мэтр вызывает дух умершего императора Александра III, который даёт советы по вопросам внутренней и внешней политики.
Но историки считают это скорее слухами, так как ничем не подтверждены. Зато есть подтверждённый факт того, что беспокоившиеся родственники царственной семьи попросили руководителя заграничной агентурой Рачковского составить на Низье досье, где были представлены доказательства, что мэтр – шарлатан. Но Низье каким-то образом об этом узнал, и на очередном сеансе прозвучали слова: «Рачковский. Небо определённо требует отставки». В конкуренции неба и департамента полиции выиграло, конечно, небо. Поэтому Рачковского, а он руководил агентурой с 1882 года, тут же снимают с должности.
Также вопреки всем правилам присуждения докторских степеней черногорские княгини выбили для Низье звание доктора медицины от Петербургской военно-медицинской академии и чин действительного статского советника. На радостях новоиспечённый доктор захотел подтверждения у себя на родине. Даже один из Романовых лично просил президента Франции посодействовать. На что тот назвал просьбу «экстравагантной» и объяснил правила выдачи таких документов в правовом государстве, то есть вежливо отказал.
Так вот. Профессионал, гипнотизёр, экстрасенс и доктор утверждает, что силой внушения может повлиять на пол развивающегося в утробе матери ребёнка. И императорская семья соглашается делать всё, что он скажет. Доктор Филиппов не прописывает никаких лекарств, только серии гипнотических сеансов и молитва. После двух месяцев он объявляет, что императрица находится в ожидании ребёнка. По причине «возможного нарушения всего действия тонких духовных сил и гипноза» Низье запрещает осмотры врачами.
Вскоре все замечают, что императрица потолстела, перестала носить корсет и пересаживается в коляску. Все в предвкушении. Срок походит, а родов всё нет. Через два месяца после срока лейб-медик Отт начал уговаривать государя на осмотр. Романовы соглашаются. После осмотра Отт объявляет, что императрица не беременна и никогда не была беременна. Страшно представить, какое это было потрясение для Александры Фёдоровны.
Официально было объявлено о выкидыше. Но слухи уже было не остановить. Так в народе говорили, что царица родила неведомую зверушку или «урода с рогами». При этом власть действовала весьма странно. Полиция приказала исключить из оперы «Сказка о царе Салтане» слова: «Родила царица в ночь. Не то сына, не то дочь; Не мышонка, не лягушку, А неведому зверюшку». Конечно, это не убавило слухов, а только добавило.
Так в высшем свете за императрицей закрепляется диагноз истерички и глупой женщины.
По воспоминаниям другого придворного медика Гирша можно понять, что же произошло. Беременность была, но яйцо не развилось, так называемый мясистый занос.
Парадоксально, но царская чета не утратила после этого веры в доктора Филиппова. И вот он объявляет, что у них родится сын, если те обратятся к покровительству Серафима Саровского. И после этого Филипп уезжает во Францию, где вскоре умирает.
Обычно безвольный Николай II неожиданно проявляет характер и настаивает, чтобы Саровского причислили к лику святых. Синод отказывает(!), так как для этого нет оснований. Но в скором времени происходит канонизация.
В 1903 году царская семья посещает Саровскую пустынь, после чего императрица беременеет в шестой раз.
Николай II в письме: «Дорогая Милица! Не хватает слов, чтобы достаточно благодарить Господа за Его великую милость. Пожалуйста, передай каким-нибудь образом нашу благодарность и радость Ему. Всё случилось так скоро, что я до сих пор не понимаю, что произошло. Ребёнок огромный с чёрными волосами и голубыми глазами. Он наречён Алексеем».
______________________
Немного исторической справки.
Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин) (1754–1833) — иеромонах Саровского монастыря, основатель Дивеевской женской обители.
Родился в городе Курске в зажиточной купеческой семье. В возрасте 7 лет он взобрался на колокольню Сергиево-Казанского собора и упал с большой высоты. Однако каким-то чудом остался цел и невредим.
По достижении 17 лет Прохор Мошнин совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру. Там он узнал место, где должен принять послушание и постриг, — мужской монастырь Саровская пустынь в Тамбовской губернии. Именно там он принял монашество и имя Серафим.
Серафим Саровский вёл очень аскетичный даже по меркам монахов образ жизни. Для полного единения он поселился в крошечной келье, расположенной в лесу. Каждый день он пешком преодолевал большое расстояние, чтобы добраться до монастыря и вечером вернуться обратно. И зимой, и летом Серафим носил одну и ту же одежду, питался тем, что находил в лесу, держал строжайший пост, подолгу читал молитвы.
Выбрал для себя особый вид подвига – столпничество. На протяжении трёх лет монах ел одну траву и непрерывно молился на каменном валуне. Так Серафима стали именовать преподобным, то есть стремящимся быть подобным Богу.
После этого подвига он вернулся в монастырь, чтобы совершить новый подвиг. Серафим добровольно обрёк себя на затворничество и в течение 17 лет избегал людей и ни с кем не общался. В келье затворника находилась лишь икона Божьей матери, пенёк, заменявший стул, а также дубовый гроб, который служил напоминанием о скором отходе в вечную жизнь.
В конце 1825 года во сне Серафим увидел Божью матерь, которая разрешила ему завершить затворничество.
Скончался иеромонах в Саровском монастыре.
______________________
Храм Серафима Саровского на Серафимовском кладбище
В конце XIX века район Чёрной речки был окраиной Санкт-Петербурга. В этой местности селились крестьяне и люди, которые приехали в город на заработки. Существовавшие Новодеревенское и Благовещенское кладбища оказались переполнены. Поэтому в 1903 году было принято решение выделить землю под новые захоронения. Первое захоронение на нём состоялось уже в 1905 году.
На месте будущего кладбища построили деревянную церковь (1906-1907 годы, архитекторы Александр Барановский и Николай Никонов), освящённую во имя святого Серафима Саровского. Кладбище получило название по церкви.
Серафимовское кладбище было местом захоронения для бедных людей. На нём хоронили деревенскую бедноту, солдат и матросов, погибших и умерших в Первую мировую войну.
В советское время храм не был закрыт. Сперва был отдан «Живой церкви», потом обновленческой церкви. Во время войны всего на три месяца был отобран у обновленцев и превращён в «склад-распределитель приёма покойников». Но вскоре передан общине Патриаршей церкви и возрождён. Когда пришла новость о снятии блокады, церковные колокола звонили двое суток
В 1987 году живописные изображения событий из жития преподобного Серафима на западном фасаде храма были заменены мозаичными. В 2000 году на пожертвования прихожан был проведён капитальный ремонт.
Во время Великой Отечественной войны кладбище было местом массового захоронения ленинградцев, погибших и умерших во время блокады Ленинграда. В 1941—1944 годы здесь было похоронено более 100 тысяч человек.
На территории кладбища в разное время открыты: мемориальный комплекс в память защитников и жителей блокадного Ленинграда (1965 год), памятник «Воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане» (1995 год), каменная часовня Георгия Победоносца (2000 год), Мемориал памяти АПРК «Курск» (2003 год).
В настоящее время Серафимовское кладбище считается военно-мемориальным. В основном, на нём хоронят военнослужащих, погибших при выполнении воинского долга. На кладбище также похоронены учёные, архитекторы, художники, артисты. Среди них: Герман Гримм, Александр Дмитриев, Павел Кадочников, Александр Демьяненко, Михаил Светин, Гликерия Богданова-Чеснокова.
Часы работы кладбища: окт-апр 9-17 ч, май-сен 9-18 ч. ______________________
Развалины храма Серафима Саровского на Серафимовской горке
Искусственный холм, существовавший, как минимум с XIX века. Предположительно, остаток «парковых затей» (типа «парнаса») находившегося здесь усадебного парка князей Вяземских. В конце XIX века здесь был построен дом, принадлежащий купцу Ивану Ивановичу Труснову, который в 1903 году пожертвовал дом для нужд «Общества религиозно-нравственного просвещения в духе Православной церкви».
В 1905 году дом был перестроен в церковь, освященную в честь святого Серафима Саровского. Двухэтажная церковь с каменным первым этажом и деревянным вторым завершалась небольшим куполом-луковкой. Церковь была на втором этаже, на первом — детская столовая, читальня и другие заведения. Церковь принадлежала Обществу, а не епархии. Купец Труснов, по завещанию, был похоронен здесь же, возле церкви на горке.
После революции церковь закрыли. После войны здание пустовало, разрушалось и в итоге было снесено. В народе за холмиком осталось название «Серафимовская горка».
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: