Икорта [TR/31952]

Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Архитектурный
Исторический
Природный
Размер: Микро
Автор запретил посещение тайника в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Южная Осетия
Цхинвальский р-н
Ближайший нас.пункт
Арцеу
Оценки тайника[?]
Доступность: 4
Местность: 5
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Автор: MagDi
Создан: 28.08.2024
Опубликован: 05.09.2024
(отредактирован: 08.09.2024)
Компаньоны: DenVut, наши четверо

Описание окружающей местности

Храм Икорта и крепость видны за несколько километров. С первого взгляда можно заметить, что храм, в отличие от остальных сооружений ансамбля, в сравнительно хорошей сохранности.

Храм Икорта - одно из важнейших сооружений средневековья. В почти стертых надписях восточного и западного фасадов обозначены имена заказчиков. Можно узнать дату строительства храма - 1172 г. (Надпись на право от входа: "Единая троице, прослави в обеих Царствиях Эгурдана, Соломона и Бешкена... врат..... Вардана Эристава-Эриставов в год хороникона 392". Год хроникона соответствует 1172 году от Р.Х.).

Храм центральнокупольного типа. Входы расположены с южной и западной стороны. В основе плана - крест, на пересечении ветвей возвышается купол. Рукава креста прямоугольные, кроме восточного, который заканчивается апсидой. По бокам апсиды в два этажа расположены подсобные помещения. Наверху устроены так называемые тайники, внизу - жертвенник и дьяконник. В отличие от других церквей, в которых подсобные помещения отделены от основного пространства церкви дверьми, здесь они раскрыты во всю ширину арками, что создает впечатление цельности пространства. Восьмигранные колонны имеют базы и капители. На капители опираются переходящие арки, декорированные ступеньками и валиками.  Западный рукав креста соединяется с боковыми нефами двумя арками, посередине опирающимися на изящные колонны. В верхнем этаже боковых нефов устроены хоры, которые предназначались для певчих, а также для представителей высшего сословия и для женщин. По традиции XII в., интерьер был хорошо освещен пятью окнами в нижней части здания и двенадцатью окнами в куполе. Именно такой свет нужен был для осмотра росписи стен, сохранившейся лишь в незначительных фрагментах.

Наружные массы сооружения образуют стройную ступенчатую композицию. Автор следовал традиции начала XI в. В то же время он создал глубоко индивидуальное произведение архитектуры. Оставаясь в рамках канона, зодчий не подражал, а искал свое, самостоятельное решение. Так творчески переработана традиционная для того времени непрерывная аркатура, украшающая фасады сооружения. Декор каждого фасада решен по-своему, но везде он подчеркнуто динамичен. На плоскости стены восточного фасада выделяются две глубокие и высокие ниши, создающие сильные светотеневые контрасты. Составленная из спаренных валиков аркатура поднимается вверх, словно находящие друг на друга волны. Каждая арка опирается на капители сложного профиля. В центре восточного фасада один над другим расположены спаренные ромбы, выше - прямоугольное окно и наверху - большой крест. Все эти элементы сплошь покрыты сложным рельефным орнаментом. Композиция убранства центральной части фасада симметрично фланкирована двумя композициями, состоящими из трех связанных между собой жгутами элементов: высоких арочных окон внизу, небольших круглых окон наверху и розет посередине.

 К центральной части западного фасада примыкает позже пристроенный портик. Судя по фрагментам, первоначальный портик был меньше и по масштабу соответствовал сооружению. В декоре западного фасада также доминирует аркатура. В центре арки, поднимающейся вместе с кровлей, помещены рядом два больших окна, в боковых арках - покрытые орнаментом квадратные камни с маленькими круглыми окнами. Довольно богато был декорирован и портал, но от него мало что сохранилось.

 Южный и северный фасады в общих чертах решены одинаково. Высокая центральная часть обрамлена аркой, по ее обеим сторонам - по две арки одинаковой высоты. Остальной декор сконцентрирован вокруг окон. Каждое из трех окон, расположенных треугольником в центре, окружено широкой полосой орнамента. Под правым окном - солнечные часы. Полукруг, начерченный на камне, разделен на двенадцать отрезков. На каждой разделительной линии написана буква, означающая цифру. Посередине полукруга отверстие для палочки. При солнечной погоде тень, падающая от этой палочки, показывала время. Таких солнечных часов по всей Грузии насчитывается около десяти.

 Южный фасад в свое время, видимо, имел богато оформленный портал и два круглых окна с правой стороны. А на северном фасаде было не два обрамленных орнаментом маленьких окна, а четыре.

 Купол гармонично завершает всю архитектурную композицию. Его барабан цилиндрической формы. Вокруг высоких и узких окон беспрерывно тянутся декоративные арки. Внутри арок проходит валик, целиком покрытый орнаментом. Первоначально барабан завершался резным двухъярусным карнизом. Позже резьба погибла. Карниз, венчающий стены здания, тоже был сплошь покрыт резьбой, от которой сохранились только фрагменты. Мастер, создавший орнаменты, обладал неиссякаемой фантазией. Можно насчитать десятки их мотивов - и существовавших ранее и совершенно новых. Рисунок орнамента четкий, рука смелая, резьба глубокая.

 XVII - XVIII вв. в Икорте были крепость (Цоцолас-Цихе) и замки владетелей этого края - ксанских эриставов. Внутри крепостных стен находился и храм - усыпальница князей. И теперь внутри и снаружи храма много надгробий. Среди похороненных надо отметить ксанских эриставов Элизбара и Шалву, а также Бидзину Чолокашвили. В 1659 г. они возглавили восстание кахетинцев против Ирана. Восставшие победили, но позже при изменившейся ситуации вождям восстания пришлось явиться к шаху, где они были обезглавлены. Через несколько лет их останки украдкой привезли и похоронили в Икортском храме.

 Незначительные уцелевшие фрагменты крепости могут дать лишь весьма приблизительное представление о ее первоначальном виде и размерах.

 Нижняя часть крепости, включавшая храм, занимала обширную территорию. Сейчас от стен остались только следы. Камни северо-восточной башни использовались как строительный материал, а юго-восточная башня дошла до нас в переделанном виде.

 Цитадель, расположенная в западной части укрепления, состоит из разновременных построек. В плане она представляет собой прямоугольник неправильной формы. В северо-западном его углу стоит четырехугольная башня, а в юго-западном - цилиндрическая. Башни разновременные и возведены до постройки крепостной стены. Самая ранняя из них - четырехугольная башня, затем по времени идет цилиндрическая, несколько позже их соединила крепостная стена.

 От первой башни сохранились три этажа. Вход в башню с юга. В ее стенах расположены одинарные и двойные бойницы. Башня построена из булыжника, междуэтажное перекрытие деревянное.

 Развалины цилиндрической башни позволяют предположить, что первоначально здесь стояла такая же башня, но меньшей величины. Из-за рыхлости почвы или вражеского подкопа во время осады или по какой-то другой причине западная половина башни рухнула. В XVIII в. ее восстановили, увеличив при этом в размерах.

 Западная, глухая, стена цитадели сохранилась на высоту до 4 - 5 м. Боевой ход и амбразуры, видимо, располагались в верхней, несохранившейся части стены. В восточной стене была устроена лестница, связывавшая цитадель с расположенными ниже дворцом и крепостью.

 О точном времени постройки Икортского замка сведений нет. Вероятно, он был возведен после того, как ксанские эристави перенесли резиденцию из Квенипневи в Ахалгори и получили Икорту. Члены этой семьи князей жили в разных своих владениях, и одно из них находилось именно в Икорте.

 Сведений об Икортской крепости в источниках не много (данные середины 20-го века). Известно, что в 1732 г. лезгины напали на Картли. После ряда сражений отряд лезгин направился к Икорте, где под стенами замка они были окончательно разгромлены. Спустя четыре года ставленник Надир-шаха Сепи-хан направил войска против ксанского эристава Шанше, который укрепился в Икорте. Летописец сообщает лаконично - «эристав победил».

 В 19-ом веке крепость, потеряв свое оборонительное значение, пришла в ветхость. В середине 20-го века вели работы по ее укреплению и консервации.

--
https://nobility.pro/ru/statya/1333-sobor-ikorta.html#gsc.tab=0

--

Внимание! Необходимо оформить пропуск в пограничную зону. Здание напротив нац.музея. С собой оригиналы паспортов, свидетельств о рождении детей (всех, кто едет) и копии. Цель: нас.пункт Арцеу, посещение церкви.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.