Верхний Баскунчак — узловая железнодорожная станция Приволжской железной дороги на пересечении линий Урбах — Астрахань и Нижний Баскунчак — Волжский (линии не электрифицированы).
Станция расположена в посёлке Верхний Баскунчак Ахтубинского района Астраханской области. От станции отходят ветви на Волгоград, Нижний Баскунчак. Ветвь Верхний Баскунчак — Нижний Баскунчак является ведомственной, хотя и отображается в официальных картах РЖД, и принадлежит ОАО «Бассоль». На ней осуществляются только грузовые перевозки.
На станции Верхний Баскунчак останавливаются все поезда дальнего следования. Также через станцию проходит множество грузовых поездов, в том числе с солью, вывезенной с посёлка Нижний Баскунчак.
Станция примечательна тем, что в её северной части есть перпендикулярное глухое пересечение двух однопутных участков (Солончак — Нижний Баскунчак и Верхний Баскунчак — Урбах), которое используется только в тёплый период, когда идёт добыча соли. В зимний период крестовина с пути снимается.
До постройки Астраханской линии на месте станции находилась пустынная местность, через которую проходила Баскунчакская железная дорога, открытая в 1881 году для перевозки соли с озера Баскунчак до станции Владимировка, расположенной на реке Волге. В связи с прокладкой Астраханской линии, пересекающей Баскунчакскую железную дорогу, в 1907 году была открыта станция Верхний Баскунчак, сдано в эксплуатацию паровозное депо.
В годы Великой Отечественной войны станция стала крупным железнодорожным узлом стратегического значения. В 1941 году в рекордно короткий срок была построена железная дорога Ахтуба — Сталинград, по которой осуществлялась доставка людей, продовольствия, боевой техники. Верхний Баскунчак неоднократно подвергался авиационным налётам, в результате которых были почти полностью уничтожены железнодорожные пути, паровозное депо, сожжена станция, разрушен посёлок, однако станция продолжала работать и обеспечивать доставку войск и техники.
В послевоенные годы открыты путевая машинная станция, вагонное депо, дистанция пути, дистанция сигнализации и связи. Ранее существовала железнодорожная ветка на Средний Баскунчак, которая в настоящее время разобрана.
В 2005 году проведён капитальный ремонт платформы и вокзала, в 2010 году открыт второй путь перегона Верхний Баскунчак — Солончак.
Здание железнодорожного вокзала, в котором долгое время располагалось и помещение самой станции Верхний Баскунчак, стало первой крупной послевоенной постройкой в посёлке. Вокзал и сегодня остаётся визитной карточкой населённого пункта, ведь именно с него начинается знакомство транзитных пассажиров и приезжих с посёлком.
День рождения «ворот города» приходится на символичную календарную дату: 1 января 1952 года он открыл свои двери для работников и пассажиров.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: