Автор: Das Boot
Создан: 18.06.2024
Опубликован: 03.09.2024
(отредактирован: 16.11.2024)
Описание окружающей местности
20 февраля 2020 года в целях увековечения подвига тружеников тыла во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов Государственная Дума РФ приняла закон «О почётном звании Российской Федерации «Город трудовой доблести». 26 февраля его одобрил Совет Федерации, а 1 марта подписал президент РФ Владимир Путин. Звание «Город трудовой доблести» присваивается указом президента Российской Федерации городу, жители которого внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, располагавшихся на территории города, и проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность. В городе, удостоенном почётного звания, устанавливается стела с изображением герба города и текстом указа Президента Российской Федерации о присвоении городу этого звания, а также проводятся публичные мероприятия и праздничные салюты 1 мая (Праздник Весны и Труда), 9 мая (День Победы), а также в День города. С 2020 года по настоящее время вышло пять указов о присвоении званий «Город трудовой доблести» – всего их удостоены 63 населённых пункта.
1 октября 2022 года в столице Приангарья состоялось торжественное открытие стелы «Иркутск – город трудовой доблести». Несмотря на холод и непогоду, на Байкальском кольце собрались более двухсот человек: ветераны тыла – те, кто ещё подростком трудился ради Победы, почётные граждане, волонтёры, историки, жители города, представители органов власти и религиозных организаций. Атмосфера царила праздничная, оркестр играл патриотическую музыку. Открытие стелы – долгожданное и знаковое событие для иркутян. По улыбкам на лицах собравшихся, по слезам на глазах ветеранов можно понять, насколько важна такая дань уважения людям, совершившим трудовой подвиг и победившим фашизм. На торжественном митинге по случаю открытия стелы говорили о подвиге и жертвах тех, кто работал в тылу: стоял у станка, выращивал хлеб, лечил раненых, делал всё, чтобы приблизить Победу, независимо от пола и возраста. Особенным событием открытие монумента стало для ветеранов. Для них на митинге – почётное место в первом ряду и слова благодарности. От них – напутствие и жизненная мудрость. В 2021 году на сайте мэрии запустили голосование, которое помогло определить место для возведения монумента, знаменующего трудовой подвиг иркутян. Им стал центр транспортного кольца у плотины ГЭС. В мае того же года на месте будущей стелы заложили камень. Работы по возведению стелы начали в апреле 2022 года. Проект монумента принадлежит московскому архитектору Денису Стритовичу. Дальше авторский концепт реализовывали иркутские специалисты под руководством Сергея Демкова – иркутского архитектора. Высота стелы – 31 метр, ещё 2,5 метра – высота кургана, на котором расположен монумент. Стела состоит из двух частей. Одна часть – 25-метровый шпиль, на котором размещены изображения российского и иркутского гербов и текст указа президента о присвоении Иркутску почётного звания. Вторая часть – девять бронзовых панно, украшающих нижнюю часть монумента. Их тематику определили совместно с историками и иркутянами. В бронзовом исполнении на стеле изображения знаковых объектов города, сыгравших ключевую роль в годы Великой Отечественной войны. Это завод тяжелого машиностроения имени В.В. Куйбышева, Иркутский авиационный завод, Восточно-Сибирская железная дорога, курорт «Ангара», Дворец пионеров, а также танк, собранный на иркутском авиазаводе на средства комсомольцев и названный в честь Зои Космодемьянской. Этот танк входил в колонну «Иркутский комсомолец» и является символом неразрывной связи фронта и тыла в суровые годы войны. Изображения объектов перенесены на панно с реальных фотографий военных лет, предоставленных Музеем истории города Иркутска имени А. М. Сибирякова. Иркутская стела одна из самых высоких, из установленных на данный момент. Её конструкцию сравнивают с мечом: панно – гарда, а сам шпиль – остриё.
Находясь в глухом тылу, Иркутск сполна «хлебнул лиха» во время Великой Отечественной войны.
Дежуривший 22 июня 1941 года инженер Центрального телеграфа Иркутска Михаил Яковлев в десять утра получил сигнал включить телетайп, который по воскресеньям обычно не работал. Пришло сообщение: «С рассветом регулярные войска германской армии атаковали наши пограничные части». Иркутский телеграф, двенадцатый по мощности в стране, стал военным объектом – только через него Москва могла передавать сообщения в Якутию, Читу, Улан-Удэ... Метровые полотнища с оперативными телеграммами, которые вывешивались в больших окнах редакции «Восточно-Сибирской правды» на улице Карла Маркса, моментально собирали толпы. Как и появившиеся в городе дополнительные рупорные громкоговорители. 24 июня 1941 года впервые в эфире прозвучали раскатистые слова «От Советского информбюро»...
На начало войны в городе действовали не менее 20 различных предприятий. А львиную долю промышленной продукции давали завод тяжёлого машиностроения имени Валериана Куйбышева (ИЗТМ) и авиационный завод № 125 имени Иосифа Сталина. Эшелоны с оборудованием и специалистами эвакуированных предприятий оборонного значения (всего их в Иркутск прибыло полтора десятка), а также свыше десятка трестов и сырьевых баз начали приходить с запада страны уже в первые военные месяцы. Многие из предприятий вошли в состав двух упомянутых иркутских гигантов и размещались на их производственной базе. В октябре-ноябре 1941 года иркутский авиазавод ещё своими силами изготовил 66 самолётов Пе-2 – легендарных пикирующих бомбардировщиков, «пешек». Начиная с марта ежемесячные поставки фронту составляли свыше 100 бомбардировщиков, а в конструкцию непрерывно вносились улучшения. В августе 42-го авиазавод приступил к производству дальнего бомбардировщика Ил-4, предназначенного для атак в глубоком тылу противника. Весной 1945 года полки дальней авиации, вооруженные иркутскими «Ерами», наносили удары по Зееловским высотам и Берлину. Всего в 1941–1945 годах авиазавод выпустил почти 2200 самолётов, доведя выпуск к середине 1942 года до пяти машин в сутки. Кроме того, в течение войны он ежемесячно выдавал до 25 тысяч корпусов 82-миллиметровых пехотных мин. Большой вклад в разгром врага иркутяне внесли, участвуя в создании и эксплуатации особой воздушной линии Аляска – Сибирь. Штаб авиатрассы действовал в Иркутске. На базе иркутского аэропорта обучались радисты и радиопеленгаторщики, всего более 300 специалистов. За годы войны по трассе перегнали 7928 бомбардировщиков Б-25, Си-47, истребителей «Аэрокобра» и других машин. Многие авиаторы были из Иркутска.
Занятый мирным производством механический завод имени Куйбышева тоже встал на оборонные рельсы, ещё в начале войны перейдя в систему Наркомтяжмаша и изменив профильное наименование на завод тяжёлого машиностроения. К слову, уже за 1942 и 1943 годы завод обеспечил оборудованием 52 мартеновские печи и 31 коксовую батарею, в 1944–1945 годах снабжал оборудованием освобожденные районы Украины, шахты Донбасса. Но в начале войны предприятие сосредоточилось только на нуждах фронта, куда стали поступать выпущенные на ИЗТМ стокилограммовые авиабомбы, миномёты и боеприпасы к ним. Миномёты разных типов были наиболее востребованной военной продукцией из 50 видов производимой в городе. В течение войны их сделали многие тысячи. Так, в конце декабря 1942-го, когда в Иркутск пришли сильные морозы, заводской транспорт встал. А на железнодорожном вокзале ждали резиновые колёса для противотанковых 122-миллиметровых миномётов. Срывались сборка и отправка на фронт 500 единиц. И 500 комсомольцев завода во главе с комсоргом Галей Бондаренко организовали живой конвейер по льду Ангары, перекатив руками за четыре часа после рабочей смены тысячу колёс. Людей на такие трудовые подвиги мотивировал тот факт, что на фронте ждали их продукцию отцы, сыновья, братья. Огромные производственные планы выполняли подростки, старики, женщины (за первый год войны 14 тысяч домохозяек пришли работать на предприятия Иркутска, многие стали высококлассными специалистами). Ещё в июне 1941 года на предприятиях и в учреждениях города были введены сверхурочные работы, отменялись отпуска, многие на работе и спали. Люди до конца войны жили по сигналам основных оборонных предприятий и ЦЭС. Утром первый (длинный) гудок давался в 7 утра, затем два гудка в 7 часов 30 минут и последний (короткий) – в 7 часов 45 минут, при котором все рабочие и служащие должны были находиться на своих местах. Предприятия непрерывного цикла работали двумя 12-часовыми сменами.
Иркутск, не достигавший вместе с эвакуированными согражданами и половины от современного своего населения, производил огромное количество самой разнообразной продукции. В городе были сформированы три дивизии, и они уходили во всем выпущенном здесь же обмундировании – вплоть до ремней портупеи. Швейные фабрики шили гимнастерки, плащ-палатки; нижнее белье поставляла фронту трикотажная фабрика, сапоги – кожевенный завод. Чаеразвесочная фабрика освоила выпуск горохового концентрата для каш. Только за один воскресник Иркутского университета было заготовлено 15 возов мха-сфагнума как перевязочного материала. Колхозы и совхозы области дали стране 50 млн пудов зерна, 44 тысячи тонн мяса, 157 тысяч тонн молока, 150 тонн шерсти. Огромную нагрузку принял на себя с первых же дней войны железнодорожный транспорт. Он выполнял воинские перевозки и перевозку эвакуированных грузов и людей с запада на восток. На транспорте был введен график военного времени. Стал практиковаться пуск спаренных и сдвоенных поездов, возросли скорости движения. Первые санитарные поезда начали прибывать в Иркутск с января 1942 года, в том числе глубокой ночью, их надо было оперативно разгружать... В Иркутске действовало более двух десятков госпиталей. Под них, принявших за военные годы свыше 100 тысяч раненых, отдали почти все крупные учебные заведения. Эти здания с 30-х годов строились с расчётом на то, чтобы во время войны классные комнаты становились палатами, а учительские – операционными. На войну из Иркутска вернулись около трети прошедших лечение фронтовиков, а около трёх тысяч нашли здесь последний покой.
Люди много жертвовали для нужд фронта: деньги, продукты, вещи, драгоценности – у кого что было. Ещё в период организации госпиталей специальные комиссии проводили сбор белья, полотенец, посуды. Люди перечисляли однодневные заработки в фонд обороны. За время войны на строительство техники было собрано 117 млн рублей. На эти деньги были построены три танковые колонны «Иркутский комсомолец» (32 танка Т-34 и два Т-70), «Иркутский колхозник» и «Черемховский шахтер». Первое в стране вручение боевой техники от гражданского населения фронтовикам организовали именно иркутяне. При этом молодежь не только собирала деньги, но и построила танковую колонну на авиазаводе, не снижая показателей по самолётам. Работы велись на базе ставшего филиалом предприятия бывшего авторемонтного завода. Там оставались восемь бронекорпусов и запчасти, альбомы чертежей на танки БТ-5 и Т-26. Недостающее нашли на складах Забайкальского военного округа, где хранилась поврежденная на Халхин-Голе техника. Эту колонну передали на фронт в мае 1942 года. Также были снаряжены колонны танков «Иркутский железнодорожник» (эту надпись на броне позже увидел Берлин) и «Сибиряк», авиационные эскадрильи «Бурят-Монгол», «Учитель», «Байкальский рыбак».
Сохранилась информация, что в День Победы в Иркутске появились на свет новые жители: Валя Кузнецова, Саша Монгари, Вера Кириенко, Вова Якушев, Юра Захаров и Валера Ляхович. В этот день люди не расходились с площади имени Сергея Кирова до позднего вечера, накрывали столы прямо на улицах. В память о событиях военных лет многие улицы городов Приангарья названы именами Героев войны. В Иркутске также есть улица, названная именем 30-й Иркутской гвардейской дивизии и танк-памятник в честь собранной в городе танковой колонны «Иркутский комсомолец».
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: