Все творенья в божьем мире Так прекрасны, хороши! Но прекрасней человека Ничего нет на земли!
То себя он ненавидит; То собой он дорожит; То полюбит, то разлюбит; За миг жизни век дрожит...
Даст желаньям ли свободу - Землю кровью напоит; Буйной воле даст ли волю - Под ним море закипит.
Но изменятся стремленья, Озарится светом ум,- И своей он красотою Все на свете помрачит...
«Человек» - А. В. Кольцов
Народный поэт Алексей Васильевич Кольцов (1809-1842) родился и прожил жизнь в Воронеже. На родине его не забывали и гордились им. Неудивительно, что горожане решили поставить монумент выдающемуся земляку. Мало того – в столице Черноземья имеется не один памятник Кольцову. Воронеж может похвастаться наличием двух изваяний поэта, расположенных практически в центре города.
Первым, в XIX веке, в Кольцовском сквере появился мраморный бюст поэту в античном стиле. Идея его установки возникла, когда ещё были живы современники, лично знавшие поэта, а одним из инициаторов выступила его родная сестра.
Другой памятник был сооружён спустя столетие, ему и посвящён тайник.
Памятник поэту на Кольцовском бульваре
Время шло, и многим стало казаться, что имеющийся в Воронеже бюст Кольцову выглядит недостаточно солидно. Эти настроения усилились после появления в 1911 году в городе памятника И.С. Никитину. Когда же в 1933 году массивный бронзовый монумент писателю был перенесен в Кольцовский сквер, Никитин и вовсе «затмил» Кольцова.
Впрочем, в те годы обстановка в стране не слишком благоприятствовала созданию памятников поэтам, даже народным. А в военные и послевоенные годы и вовсе стало не до того. К идее установить новый памятник Алексею Кольцову в Воронеже вернулись лишь в 1959 году.
Гранитный Кольцов
История этого памятника оказалась непростой. Изначально городские власти были настроены ставить бронзовую скульптуру. Был объявлен конкурс, и недостатка в заявках организаторы не испытывали. Выиграл в результате проект монумента, в котором автор представил Кольцова в виде косаря. Идея была хорошая, выразительная и подходящая по духу.
Когда же речь зашла о финансовой стороне дела, чиновники вспомнили, что бронза – дорогой материал, и ее обработка тоже стоит недешево. Вскоре стало ясно, что городскому руководству нечего рассчитывать на спонсорскую помощь государства, у которого хватало других забот, а Воронежу денег на «бронзу» не хватит.
Тогда концепцию изменили, решив обратиться к дешевому и доступному материалу – граниту. В итоге был выбран новый исполнитель – скульптор П.И. Бондаренко, народный художник СССР. Правда, известен до того он был в основном изображениями классиков марксизма-ленинизма и рабочих с колхозниками. Но воронежские заказчики поставили мастеру условие – добиться портретного сходства с оригиналом, и скульптор обязался сделать это.
В 1973 году началась подготовка площадки под памятник. На Советской площади возле Покровской церкви (в которой в то время размещался антирелигиозный музей) насыпали искусственный холм и соорудили временный условный макет будущего памятника из дерева, чтобы оценить, хорошо ли он впишется в ландшафт. С выбранного места Кольцову должен был открываться вид на широкую гладь недавно созданного Воронежского водохранилища и степи – вполне подходящее для него зрелище.
22 октября 1976 года состоялась церемония торжественного открытия. Среди участников этой процедуры был писатель Г.Н. Троепольский. Местные газеты отчитались о мероприятии и разместили фото гранитного монумента.
История с шинелью
Однако художественное решение нового памятника Кольцову у многих вызвало некоторое недоумение. Скульптура была огромной – 10 м. Фигуру скульптор проработал довольно условно, скрыв ее неким одеянием вроде длинного пальто. Портретное же сходство лица сомнений не вызывало.
Почти сразу в городе появилась легенда, что П.И. Бондаренко ранее получил заказ на памятник Дзержинскому, по другой версии — Сталину. А когда заказ у него не выкупили, доработал заготовку, «приделав» на величественный монумент голову Кольцова ради требуемого портретного сходства.
Сторонники этой версии усматривали в позе Кольцова (с рукой на груди) любимый жест Сталина (забывая о том, что генералиссимус и воронежский поэт имели принципиально разное телосложение, а оно тоже входит в понятие портретного сходства). Условное одеяние памятника они тут же окрестили «шинелью» и использовали в качестве подтверждения своей версии.
Действительно, Кольцов никогда не носил шинель. Но и условная одежда памятника не несет никаких военных черт. Изображенных скульптором подробностей явно мало для точной идентификации фасона.
На деле никакие шинели и невыкупленные изваяния партийных деятелей советской эпохи тут ни при чем. Дело в материале. Огромные размеры изваяния требовали обеспечения его прочности. Работа с гранитом в этом случае исключала изображение мелких деталей и отдельных от основного массива частей. Отдельные элементы скульптуры (каждая в несколько тонн) даже не соединены между собой – они держатся под собственным весом. Так что у мастера не было выбора – заказчик остановил выбор на гранитном изваянии, а гранит требовал минимализма в художественных приемах.
Кроме того, подобный стиль, часто именуемый «суровым», в то время в СССР был в моде. Художественные стили – разные, и множеству людей не нравится абстракционизм или сюрреализм, что не лишает эти течения права на существование и ценности. Как к ним относиться – дело исключительно личного вкуса.
Путешествия памятника
Но не история монумента привлекает к нему повышенное внимание. Гораздо интереснее тот факт, что в путеводителях разных времен можно встретить разные указания насчет того, где в Воронеже находится памятник А.В. Кольцову. Дело в том, что монумент не раз менял свое место расположения в городе.
В 1997-м году священники Покровского собора, здание которого было возвращено православной церкви решили, что монумент и особенно искусственный холм, на котором он стоял, не совсем уместны вблизи христианского храма.
Государство прислушалось к ним, тем более что сыскался и официальный повод – на другой стороне той же Советской площади возвели новое здание для Драматического театра имени Кольцова. И монумент, задействовав тяжелую строительную технику, перенесли ближе к нему. Искусственную же насыпь вовсе убрали.
На новом месте гранитный Кольцов простоял еще 20 лет. Но в 2017 году был организован второй перенос памятника – теперь он вроде бы не вписывался в обновленный ландшафт Советской площади, да и новое здание перестало принадлежать театру (теперь это Воронежский концертный зал, а драмтеатр вернулся в историческое помещение). Скульптуру демонтировали, и в течение года в разобранном виде памятник хранился на территории музея Диорамы.
Окончательное место для монумента было выбрано на пересечении улиц Кольцовской и Плехановской. Его установка на этом месте обсуждалась и ранее, но тогда по перекрестку проходили трамвайные пути. После того как трамвай в Воронеже исчез, рельсы сняли и место освободилось. Монумент установили на новой площадке 24 августа 2018 года. В народе он теперь именуется «памятником на Кольцовской», что позволяет отличать его от «памятника (бюста) в Кольцовском».
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: