Рославльские леса, к которым относится и Пустынь преподобных Оптинских старцев схиархимандрита Моисея и схиигумена Антония (Путиловых), с начала XVII в. стали любимым местом уединения монахов-пустынников. Благодаря их подвижнической жизни, которая стала известной не только в ближайшей округе, но и далеко за пределами Смоленскои губернии, рославльские пустыми сделались как бы рассадниками истинно монашеского духа в России. Духовная слава этих мест привела в пустынь, на берег реки Болдачевки двух родных братьєв - Моисея и Антония (в миру Тимофей и Александр Путиловы). Первым из них, в 1811 году Тимофей ушел в лесной скит, став учеником старца Афанасия, опытного подвижника и молитвенника. Здесь он принял монашеский постриг с именем Моисей, в честь преподобного Моисея Мурина.
Пустынники ежедневно совершали службу по кельям, а на воскресные и праздничные дни собирались на богослужение вместе. Время проводили в трудах и молитвах. Отец Моисей читал аскетические труды святых отцов, переписывал богослужебные книги и переводы святоотеческих творений, сделанные еще старцем Паисием. Изредка приходили посетители, которым подвижники давали духовные наставления.
В 1816 году в тот же лесной скит прибыл Александр Путилов, став послушником у своего брата. Это духовное наставничество сохранилось на всю жизнь. В дальнейшем Александр был пострижен с именем Антоний, в честь преподобного Антония Великого.
В 1820 году, совершая поездку в Москву, отец Моисей посетил Оптину пустынь, где произошла его встреча с правящим архиереем Калужской епархии Филаретом (Амфитеатровым). Владыка давно желал устроить в Оптиной уединенный скит и поручить это рославльским пустынникам, зная об их подвижнической жизни. Отец Моисей понравился владыке своим смирением и духовной рассудительностью.
6 июня 1821 года с несколькими монахами (включая отца Антония) преподобный Моисей прибыл в Оптину пустынь. Вот так монахи-отшельники рославльских лесов,
Преподобные Моисей и Антоний в последствии стали основателями Оптинского скита. В последствии - в 1825 году, после назначения отца Моисея настоятелем Оптиной пустыни, отец Антоний был определён начальником скита.
С этим местом связан еще одно имя.
Отец Феофан, уроженец Владимирский, был на службе Черноморского казацкого войска; до пострижения именовался «казак Федор Талунин». Придя в пустынь перед началом Св. Великого Поста (1819 г.), он объявил, что намерен провести всю святую четыредесятницу без пищи. «Я верую, - говорил он, - что не умру от поста». «Буди по вере твоей», - отвечали ему монахи, не смея ни отклонять его от сего намерения, ни утверждать в оном. Феофан поместился в прихожей кельи; он носил с собою написанный на полотне образ Распятия Господня, перед которым совершал свое молитвенное правило. Итак, вступя в сей чрезмерный подвиг, о. Феофан положил не употреблять пищи и не ложиться спать. Сверх обычной вседневной службы, исправляя келейное правило, а правило его было большое - до 800 поклонов, он во время сего правила, чтобы не упасть от изнеможения, надевал особые нарукавники, привязанные шнурами к крючьям, на которых висела на стене икона, и так простаивал на молитве целые ночи. Сверх того сам топил печку, помогал петь и постоянно был бодрым. Во весь пост он не вкусил ничего и только однажды в неделю употреблял воду, смешанную с уксусом, от сухости во рту. В одно время, заметив его в истощении, ему сказали: «Отче, ты очень изнурил себя». Феофан отвечал на это: «Нет, Христос Спаситель излил всю свою кровь до последней капли, а во мне много найдется крови». Выдержав с Божией помощью сей подвиг неослабно, он приобщился Святых Христовых Тайн. Впоследствии он ревновал снова на тот же подвиг, но от простуды заболел жестоким кашлем и, постоянно оскудевая в телесных силах, отошел ко Господу 15-го июня того оке 1819 года.
Погребен он был в пустыни Моисеем и Антонием, могила его сохранилась до наших дней. В советские годы могила схимонаха Феофана оказалась на краю совхозного поля. Хотя трактористы и старались объезжать её стороной, но память о том, кто здесь похоронен, постепенно стиралась. Буквально спас святыню от забвения Михаил Тихонович Бобриков (ныне — схимонах Пимен Рославльского Спасо-Преображенского монастыря). В 1999 году Михаил Тихонович и его помощники обозначили крестом место погребения старца, расчистили здесь святой источник, поставили над ним сруб. В последующие годы обустройством святого места занимались и другие благочестивые люди, немалый вклад внесли в это дело работники Смоленской АЭС.
Пустынножители Рославльских лесов схимонахи Никита и Феофан причислены к лику святых для местного почитания в Смоленской митрополии. Согласно постановлению Священного Синода от 27 декабря 2016 года днем памяти преподобного Феофана установлено 15 июня (28 июня), в день его преставления, сообщает сайт «Патриархия.ru».
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: