Чернышковский храм Рождества Иоанна Предтечи [VI/31817]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Волгоградская обл.
Ближайший нас.пункт
Чернышки
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 1
Рейтинг
Нашли: 1
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Автор: Danya&Pasha
Создан: 21.08.2024
Опубликован: 21.08.2024
(отредактирован: 21.08.2024)

Описание окружающей местности

Золотые купола храма Рождества Иоанна Предтечи в посёлке Чернышковском видно издалека. Новый храм-красавец с 8-метровым куполом и 5-метровым крестом, по словам старожилов выглядит в точности так, как выглядел его предшественник в начале ХХ века. Строителям удалось воссоздать облик Чернышковской церкви, построенной в начале 1900-х годов при участии хуторского атамана Ивана Ивановича Чернышкова, по имени которого назван район в Волгоградской области.

– На открытие храма тогда пришли не только постоянные прихожане храма, но и верующие со всей области, – рассказал благочинный Калачевского округа, настоятель храма иерей Максим Величко. – Специально для этого события была привезена колокольная звонница из Казанского кафедрального собора. Звонари порадовали всех, кто посетил наш праздник. Это вдохновило нас на приобретение в Храм Рождества Иоанна Предтечи собственной колокольни.

Настоятель церкви рассказал, что многие прихожане участвовали в акции «Именной кирпичик»: покупали всего один кирпич для строительства храма, и на стенах с внутренней стороны церкви теперь значатся имена их родных, за которых нужно молиться, они теперь навечно в святой обители.

По вероисповеданию казаки до революции делились на две конфессии: старообрядческую и православную. Следует отметить, что Донская епархия во второй половине XIX - начале XX в. являлась первой в Российской империи по распространению на ее территории старообрядчества. В бывшем Втором Донском округе по данным «Памятной книжки»  Области войска  Донского на 1914 г. проживало самое большое количество старообрядцев - 69480. Наибольшее распространение, по численному составу, имели беглопоповский  и белокриницкий толки. В епархиальных отчетах отмечалось, что из всех старообрядческих групп постепенно усиливается Белокриницкая иерархия. В границах современного Чернышковского района – в хуторах: Морской, Басакин, Воробьев, в основном проживали старообрядцы, приемлющие белокриницкую иерархию. Старообрядцы были и в других хуторах, но малом количестве.

Ярким представителем донского старообрядчества был донской казак Козьма Трофимович Дураков (1797 – 21.1. 1884) старообрядческий епископ Новозыбковский.

По свидетельству старообрядцев К. Т. Дураков родился в хуторе Чекомасьев Есауловской станицы. Выйдя в отставку после военной службы он принял иночество и новое имя – Конон. В начале 50-х гг. XIX века Конон переселился в Белокриницкий монастырь и позднее был возведен в  сан епископа Новозыбковского (черниговского).

30 января 1859 года по Высочайшему указу императора Александра II он был отправлен в суздальский Спасо-Евфимьев монастырь, где провел в заточении 22 года. От своих взглядов не отказался и отвергал все попытки перейти в лоно официальной православной церкви. В  сентябре 1881 г. был освобожден и после кончины был погребен в Москве - в ограде архиерейских захоронений Рогожского кладбища.

Многие старообрядцы еще при жизни епископа Конона почитали его как святого.

В настоящее время старообрядчество в районе переживает кризис и практически исчезает.

С Чернышковским районом связано еще одно имя человека, происходившего из старинного казачьего рода. В 2016 году местные жители и все православные верующие отмечали 150-летие со дня рождения священномученика Николая Попова, который являлся служителем Верхне-Гнутовского хутора. В большой станице, где он жил со своей семьей, царил традиционный уклад казачьей жизни.

– Вскоре семья Поповых переехала в Новочеркасск, где Николай поступил в гимназию, – рассказывает волгоградский историк, автор книги о священномученике Сергей Иванов. – В отроческом возрасте проявились главные черты характера будущего священномученика Николая – целеустремлённость, открытость, верность своим убеждениям. Он пользовался большим уважением среди своих сверстников за честность, отзывчивость, верность слову.

Окончив в 1893 году курс духовной семинарии, будущий священномученик Николай Попов начинает свое пастырское служение в Успенской церкви станицы Аксайской, известной своим чудотворным образом Пресвятой Богородицы. Архиепископом Донским и Новочеркасским Макарием Николай был рукоположен в диакона к Успенской церкви. Меньше года он состоял законоучителем Аксайской церковно-приходской школы и в ноябре 1894 года архиепископ Донской и Новочеркасский Донат рукоположил диакона Николая во пресвитера. Отец Николай сразу поехал на новый приход в хутор Колодезный Мигулинской станицы Верхне-Донского округа.

– Батюшка всего себя отдал служению Богу и духовной помощи своим прихожанам, – продолжает Сергей Иванов. – Главное внимание он уделял совершению Божественной литургии, в которой черпал силы для своего пастырского служения.

С наступлением Октябрьской революции неспокойно стало и на Дону. С возвращением с фронта воинских частей возрастало в среде казачества революционное движение. Вспыхнул огонь Гражданской войны.

– Все это время отец Николай оставался со своими хуторянами, разделяя с ними все трудности и скорби военного времени, – рассказывает историк Иванов. – Однажды, в конце марта 1919 года, когда батюшка вернулся домой из храма, где напутствовал прихожан Святыми Тайнами, к нему заявился хуторской ревком вместе с двумя местными жителями, чтобы произвести обыск в доме. Комиссар во время этого мероприятия увидел на стене фотографию брата отца Николая – походного атамана Петра Харитоновича Попова. Этого было достаточно, чтобы вынести батюшке смертный приговор. В скором времени отца Николая отправили на станцию Морозовскую, где находился в то время окружной ревтрибунал.

В своем прощальном письме священномученик Христов с удивительным мужеством писал своим родным, чтобы те «простили все своим врагам, простили и его мученическую смерть». Прощаясь с супругой из окна здания ревтрибунала, отец Николай показал рукой на песок. Это означало, что его ожидала смерть на песчаном карьере рядом со станцией.

Только спустя три месяца, после освобождения округа от «красных», родственники смогли отыскать и опознать тело мученика Христова. Тело священномученика Николая погребли за алтарной частью гнутовского храма.

Священный Синод Русской Православной Церкви причислил его к лику святых в июле 2006 года, а 11 октября в хуторе Верхнегнутов епархиальной комиссией были обретены его мощи. И ныне святыня ныне хранится и  прославляется в Волгоградском Свято-Духове монастыре.  Священномученик Н. Попов - первый святой земли Волгоградской.

Источники: первый, второй

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Звезда (16.10.2024 01:20:16)
Взят, автору спасибо.
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.